Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
синтаксическая пятиминутка; включи воображение; «лингвистические угадайки»; «лингвистические почемучки»; через дополнительное задание к диктанту;
составление таблицы; пересказ текста; лингвистический анализ текста; комплексный анализ текста; сочинение-рассуждение;
редактирование текста; различные виды диктантов; работа с текстами- миниатюрами; составление синквейнов; коммуникативные и игровые ситуации.
угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку; расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам; разгадывание загадок (в том числе и лингвистических); игры–задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.
вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов); вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация: вопросы–шутки, вопросы–загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).
ПРАКТИКУМ Беличья память Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени … два ореха, тут же их съела - я скорлупки …. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупку и через несколько метров сделала третью полазку. Что за … ? Нельзя же подумать, чтобы она … запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, … с осени о своих орехах и точное расстояние между ними. Но самое … - она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Как не позавидовать беличьей … и смекалке! 87 слов
ПРАКТИКУМ Карта текста Вопрос на восприятие текста. - Что удивило рассказчика? Пропущенные слова: спрятанные, нашёл, чудо, чуяла, помнила, удивительное, памяти. Языковой анализ текста. - Найдите незнакомое вам слово. - Определите его значение. - Подберите синонимы к этому слову