Тема: Прядение и ткачество. Тип урока: получение новых знаний ( Урок ознакомления с новым материалом ). Форма: рассказ, беседа. Интеграция: биология, математика, история, природоведение. Цели: Познакомить учащихся с понятиями: классификацией текстильных волокон, прядение, ткачество, пряжа, ткань, переплетение нитей. Научить различать нить основы и утка. Развивать память, мышление, воображение. Воспитать интерес к изучению предмета технология.
Методы проведения занятия: Частично-поисковый Объяснительно-иллюстративный Практическое исследование Самостоятельная (лабораторно-практическая) работа учащихся
Этапы работы Содержание работы Материально- техническая база Организационно- подготовительный Приветствие, проверка явки учащихся. Активизация учащихся. Формулировка темы и целей. Постановка учебной задачи. ИКТ (слайдовая презентация). Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей Коллекция Волокна Формирование новых знаний Теоретические сведения. Презентация, пособия с тканями Применение знаний Практическая работа «Определение долевой и поперечной нити в ткани» Учебник, тетрадь, лоскуты тканей, клей, ножницы. Контроль и рефлексия.Ответы на вопросы Презентация Подведение итогов.Домашнее задание.
это изучение строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
Из чего делают ткани? Еще в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити пряжу и делать из нее ткани. Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна диких растений, затем начали использовать шерсть животных.
С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон. Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений. Такие волокна называют лубяными. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие это волокна кенафа, джута, конопли и других растений. Из льна получают более тонкие волокна, из которых вырабатывают ткани для изготовления одежды и белья. В дальнейшем ткани стали делать не только из волокон натуральных, но и получаемых химическим путем.
Растительного происхождения Животного происхождения Лен (стебель растения) Хлопок ( пушистые волоски) Шерсть (волосяной покров животных) Шелк (тонкая нить, выделяемая гусеницей) Химические волокна Натуральные волокна Текстильные волокна Минеральные (горная порода – асбест)
Асбестовая ткань представляет собой специальное полотно из переплетенных на ткацком станке асбестовых нитей и связывающих волокон из вискозы, хлопка или лавсана. Как правило, процент волокна составляет 5-18%. Помимо прочего волокно определяет и период хранения. В случае если оно из вискозы или хлопка, гарантийный срок хранения составляет 5 лет со дня производства. Если же речь о полиэфирном (лавсановом) волокне, то 10 лет. Поставщики предоставляют асбестовые полотна в рулонах, масса которых, по рекомендациям, не должна превышать 80 кг.
Ткани широко применяются в быту. Из них шьют одежду, бельё и многое другое. Теперь подробнее рассмотрим вопрос о том, из чего получают ткани.
Процесс получения ткани Волокно Пряжа – нить Пряжа – нить Ткань
Волокно Представление о волокне можно получить, рассмотрев кусочек ваты.
Пряжа – нить Из волокон путём скручивания получают пряжу. Процессы, в результате которых из коротких, тонких волокон получают непрерывную нить, называют прядением, а нить – пряжей. ( на прядильных фабриках, на прядильных машинах, прядильщица)
Из истории Ручное веретено прялка
Прядение Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.
Ткань - материал, который изготавливается на ткацкой фабрике, ткацком станке путем переплетения пряжи - нитей. (ткачи) Ручной ткацкий станок
Ткачество - - процесс получения ткани из пряжи – нити.
Виды ткацких станков вертикальный горизонтальный
Современный ткацкий станок
Строение ткани. Ткань получается путём переплетения 2-ух нитей: 1.Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы (долевая нить). 2. Нити, расположенные поперёк, называют нитями утка (поперечная нить).
С двух сторон ткани по долевой нити получаются неосыпающиеся края – кромка.
Свойства долевой нити: 1)Проходит вдоль кромки. 2) По долевой нити ткань не тянется. 3) При резком растяжении хлопок звонкий. 4) Нити основы тонкие и гладкие. Свойства поперечной нити: 1) Нить утка проходит поперёк кромки. 2) По поперечной нити ткань тянется. 3) При резком растяжении хлопок глухой. 4) Нити утка более толстые и пушистые.
Практическая работа «Определение в ткани направления нитей основы и утка» Оборудование: образцы тканей (с кромкой и без кромки), тетрадь, лупа, форма отчёта. Подготовьте форму отчета и по ходу работы заполняйте её. По кромке (вдоль или поперёк) По степени растяжения (растягивается или не растягивается По звуку (звонкий или глухой) По виду нитей Толщина (толстая или тонкая) Гладкость (гладкая или пушистая Нити основы Нити утка вдоль поперёк не растягивается звонкий глухой тонкая толстая гладкая пушистая
Домашнее задание: 1. Вырезать из картона прямоугольник - рамку Принести нитки мулине или вязальные. 3. Принести иголку с самым большим ушком.
Ткацкое переплетение - это переплетение нитей основы и утка. Самое простое – полотняное, в нём одна нить основы переплетается с одной нитью утка. Вырабатывают ситец, бязь, батист.
Практическая работа «Изготовление полотняного переплетения»
Повторение пройденного на урока Что такое пряжа? Тонкая нить, выработанная из коротких волокон Пряжа получается в процессе… Прядения Что такое ткань? Материал, полученный путем переплетения нитей Вдоль кромки проходят нити… Основы Поперек ткани проходят нити.. Утка Ткацкое переплетение – это… Переплетение нитей основы и утка
Вопросы для повторения материала Из чего состоит ткань? 2. По каким признакам определяют направление нити основы в ткани? 3. Как отличить ткань с печатным рисунком от клетчатой пестротканой ткани? На каких станках вырабатывают ткань? 2. Можно ли определить направление нити основы в ткани, не растягивая ее? 3. Как определить лицевую сторону гладкокрашеной ткани? Каковы особенности полотняного переплетения нитей в ткани? 2. Почему по направлению нитей утка ткань растягивается больше? 3. У какой ткани лицевую сторону определяют также, как у гладкокрашеной?
Используемая литература: 1.И.А. Сасова «Технология» учебник для учащихся 5 класса «Вентана- Граф» Московский учебник 2008 г 2. shtml 3. htm 4. age11.htm