Позитивная педагогика. Толерантность учителя.
Как воспитать ребенка с "убитой душой", как убить его душу. Взрослые - хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Взрослые - хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо. Они определяют, что хорошо и что плохо. Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся - виноват он. Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся - виноват он. Взрослые всегда должны быть защищены Взрослые всегда должны быть защищены Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному взрослому. Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному взрослому. Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше. Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше. Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, чтобы он " не заметил" этого и не был бы в состоянии разоблачить родителей. Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, чтобы он " не заметил" этого и не был бы в состоянии разоблачить родителей.
Методы психологические ловушки психологические ловушки обман обман двуличность двуличность увертки увертки отговорки отговорки манипуляции манипуляции тактика устрашения тактика устрашения отвержение любви отвержение любви изоляция изоляция недоверие недоверие унижение унижение позирование ребенка позирование ребенка презрительные насмешки презрительные насмешки принуждение, вплоть до истязания принуждение, вплоть до истязания
Установки «отравляющей педагогики» Любовь - это обязанность; Любовь - это обязанность; Родители заслуживают уважения только потому, что они - родители; Родители заслуживают уважения только потому, что они - родители; Дети не заслуживают уважения просто потому, что они - дети; Дети не заслуживают уважения просто потому, что они - дети; Высокая самооценка вредна; Высокая самооценка вредна; Низкая самооценка делает людей альтруистами; Низкая самооценка делает людей альтруистами; Нежность (сильная любовь) - вредна; Нежность (сильная любовь) - вредна; Удовлетворять детские желания - неправильно; Удовлетворять детские желания - неправильно; Суровость, грубость и холодность - хорошая подготовка к жизни; Суровость, грубость и холодность - хорошая подготовка к жизни; Притвориться благодарным лучше, чем честная неблагодарность; Притвориться благодарным лучше, чем честная неблагодарность; То, как вы себя ведете, важнее, чем то, что вы на самом деле есть; То, как вы себя ведете, важнее, чем то, что вы на самом деле есть; Родители не переживут, если их обидеть; Родители не переживут, если их обидеть; Родители не могут говорить глупости или быть виноватыми; Родители не могут говорить глупости или быть виноватыми; Родители всегда правы. Родители всегда правы.
«Учительское право». Учитель имеет право: 1. Учить, если сам постоянно учится. 2. Воспитывать творческую личность, если сам в состоянии что-либо создавать. 3. Быть требовательным, если требователен и строг к себе. 4. Иметь успешных, организованных и результативных учеников, если сам стремится формировать в себе эти качества Рассчитывать на понимание своих учеников, если в состоянии понимать других. Понимание определяется желанием и умением почувствовать себя на месте ученика, взглянуть на проблему его глазами. Это возможно, если есть внутреннее чувство своего равенства с учеником, равенства, обусловленного тем, что оба принадлежим к роду человеческому и оба не вечны.
Черты позитивной педагогики. 1. Уважение к ребенку 2. Уважение к его правам 3. Терпимость к его чувствам 4. Желание узнавать из его поведения: а) о естественной индивидуальности ребенка; а) о естественной индивидуальности ребенка; б) о ребенке в самом родителе; б) о ребенке в самом родителе; в) об эмоциональной жизни ребенка. в) об эмоциональной жизни ребенка.
Девять этических принципов позитивной педагогики : 1) Принцип ненасилия. 2) Принцип позитивности. 3) Принцип "Я- сообщений" вместо "Ты - осуждений". 4) Принцип зеркала или "С точки зрения другого". 5) Принцип обратной связи. 6) Принцип не сравнения. 7) Принцип тайны. 8) Принцип ответственности. 9) Принцип личного примера.
4 возможных способа понимания толерантности: 1)толерантность как безразличие 2)толерантность как невозможность взаимопонимания 3)толерантность как снисхождение 4)терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог
Основные принципы толерантности. отказ от насилия умение принудить себя, не принуждая других. толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам
Личность учителя, обладающего толерантными качествами Проявления толерантности в профессиональной деятельности Реализации принципов толерантности в педагогическом обществе
Толерантный учитель, педагог: осознает, что его воспринимают как образец для подражания; осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов; поощряет творческие подходы к решению проблем; содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности; учит мыслить критически и умеет ценить позиции других; ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.
Личностные установки и принципы толерантного учителя включают: Открытость Доверие Поощрение Принятие Эмпатическое понимание Обеспечение комфортных условий для самораскрытия, самореализации учащихся. Признание Гибкость Доброжелательность Умение брать ответственность на себя Коммуникабельность Направленность на личность другого человека Принятие себя Уважение чужого мнения Эмпатийность
Личностные параметры: Тактичность, эмпатия, терпеливость, терпимость в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать; Тактичность, эмпатия, терпеливость, терпимость в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать; Понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; Понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; Умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах. Умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах.
Педагогика толерантности предусматривает: создание социально-педагогических условий толерантного взаимодействия, толерантного образовательно-воспитательного пространства; создание социально-педагогических условий толерантного взаимодействия, толерантного образовательно-воспитательного пространства; создание условий культуры общения; создание условий культуры общения; развитие синергетического мышления, позволяющего принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека; развитие синергетического мышления, позволяющего принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека; личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой которого являются субъект-субъектные отношения в системе «учитель ученик родители». личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой которого являются субъект-субъектные отношения в системе «учитель ученик родители».
Любовь Свобода Свобода Совесть Совесть Вера Вера Ответственность Ответственность Толерантность, но не как терпимость, а как способность жить вместе, способствовать развитию ДРУГОГО
Уровни коммуникативной толерантности педагогов.
Уровень принятия