« СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КНИГИ» Подготовила библиотекарь Мангушской ОШ 1 И.В.Дерновая
В настоящее время в формировании информационной грамотности приоритет отдаётся активным и интерактивным методам обучения, которые направлены на развитие самостоятельного мышления, способности квалифицированно решать нестандартные задачи.
Одним из таких интерактивных методов обучения является квестовая технология. Квест от анг.- поиск - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями и игрой.
Слово пришло из компьютерных игр, где квест - разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить ряд заданий, преодолеть препятствия, должным образом использовать предметы игрового мира
Разработка концепции квестов как учебных заданий принадлежит американским учёным Берни Доджу и Тому Марчу. В середине 90-х годов прошлого столетия они составили методические рекомендации для создания квестов
Свою технологию они обозначили как задание исследовательского типа, для выполнения которого учащиеся используют информацию из Интернет- ресурсов.
В педагогической литературе встречается следующее определение квест- проекта: проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются различные источники информации.
В библиотечной среде мы используем термин «библиоквест», под которым подразумеваем активную форму массовой работы, в которой заложена модель развития навыков информационной деятельности, а также формирования положительного эмоционального отношения к процессу чтения.
В библиотеки квест пришёл совсем недавно, в годах. Наиболее яркими примерами использования квестовой технологии можно считать квест-ориентирование. Это литературная игра с ориентированием по маршрутным листам,
Интерактивная игра –путешествие по библиотеке с использованием маршрутного листа-библиоквест «В этом доме там и тут книги разные живут» -открытая библиотечная экскурсия с элементами игры.
Участники библиоквеста делятся на группы и выполняют задания по карточкам, которые «спрятаны» в библиотеке. Игра представляет собой квест-бродилку: по определённым признакам участники ищут книги в открытом доступе; уточняют библиографические данные по каталогу; осуществляют поиск сведений о книге или журнальной статье
В условиях школьной библиотеки можно разработать и провести библиоквест «Приключения в библиотечных джунглях» Цель: закрепление умения применять информационные знания и навыки в читательской практике; формирование положительной мотивации к самостоятельной информационной деятельности.
БИБЛИОКВЕСТ « ОХОТА ЗА СОКРОВИЩАМИ» Цель библиоквеста: закрепление и проверка уровня усвоения основных читательских знаний, умений и навыков читателей младшего школьного возраста.
Виды заданий библиоквеста «охота за сокровищами» Нахождение книги в свободном доступе, определение понятия или определение слова по его значению, поиск значения слова в словаре, уточнение библиографических данных, составление рекомендательного мини-списка, поиск определенной информации в книге, практическое задание, работа с выставкой
СТРУКТУРА БИБЛИОКВЕСТА Введение Задание Порядок работы и необходимые ресурсы Оценка Заключение Использованные материалы, комментарии
Возможные виды квестовых заданий Ответы на викторину, тест Отзывы Рефераты, эссе Обзор Социологическое исследование Рекомендательный список Презентация Рецензия Аудио-, видеофрагменты База данных
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КВЕСТА Понимание задания Полнота раскрытия темы Изложение аспектов темы Изложение стратегии решения проблемы Логика изложения информации Слаженная работа в группе Распределение ролей в группе Авторская оригинальность Степень самостоятельности работы группы Грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания и опечаток Стиль и качественные характеристики презентации (использование цвета, анимационные эффекты, расположение информации на слайде) Культура речи, манера держаться перед аудиторией, ответы на вопросы, деловые и волевые качества докладчика
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КВЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Развитие читательских компетенций Тренировка и развитие навыков информационной деятельности Способ формирования мотивации Междисциплинарность Развитие творческого потенциала Развитие коммуникативных умений
Библиоквесты обладают значительным потенциалом в развитии читательских компетенций, являются действенным способом формирования мотивации, а также подразумевают использование ИКТ.
Библиоквест в последние годы набирает обороты. В школьной среде он получил уже заслуженную оценку и признание. И в библиотечно- библиографическом обслуживании школьников эта форма работы нашла своё место.
БУК ТРЕЙЛЕР НОВОЕ РОЖДЕНИЕ ЛЮБИМОЙ КНИГИ
БУК ТРЕЙЛЕР – это короткий видеоролик, который включает в себя особенно яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. С помощью БУКТРЕЙЛЕРА можно воплотить в жизнь самые смелые творческие идеи и рассказать всему миру о своей любимой книге.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ: Выбираем тему БУКтрейлера… Придумываем творческое решение будущего видеоролика: определяем жанр и стиль БУКтрейлера… Пишем план-сценарий и собираем необходимые материалы: фото, видео, рисунки, картинки, подбираем музыку, звуки, записываем закадровый текст… Монтируем. Это могут быть как простые монтажные программы: PowerPoint, Windows Movie Maker, так и профессиональные: Adobe Premiere Pro … Собираем родственников, друзей или учителей и устраиваем премьерный показ… Обсуждаем, вносим последние изменения
ТЕМА : С помощью БУКтрейлера можно рассказать: - О любимой книге, любимом литературном произведении: трилогии, романе, рассказе, стихотворении, поэме, сказке; - О любимом писателе: самые интересные и яркие факты из биографии; - О любимой стране: рассказ о городе, поселке, деревне, самых необычных и уникальных местах, памятниках архитектуры и искусства; Или анонсировать интересную выставку, спектакль и т.д.
ЖАНР И СТИЛЬ: Слайд-шоу; Интерактивные плакаты по книгам; Постановочный, игровой видеоролик; Мультипликационный видеоролик и т.п.
СЦЕНАРИЙ: Пишем небольшой план своего будущего БУКтрейлера ( предложений). Указываем в нем главную мысль, идею ролика. Не стоит забывать об основных принципах драматургии: завязке, кульминации, развязке – это поможет усилить эмоциональное восприятие зрителей.
МОНТАЖ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: 1. Хронометраж до 3 минут; 2. Значок о возрасте аудитории в начале ролика (не более 16+) в течение 5 секунд; 3. Логотип в начале ролика; 4. Указать используемые в ролике видео- и аудио- материалы, если они защищены авторским правом (Название – автор – студия – год). 5. В ролике не допустимы оскорбления, нецензурные выражения, порнография. Также запрещены материалы разжигающие расовую, межнациональную или религиозную рознь, нарушающие законы и носящие антисоциальный характер.
Оригинальное оформление книги часто становится основным мотивом бук трейлеров. Например, один из самых ярких промо- роликов, посвященный книге М Булгакова «Мастер и Маргарита»
Можно сделать выводы, что «вторую жизнь» книге может дать не только ее полнометражная экранизация, а просто эффектный бук трейлер.