УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 11 КЛАССЕ Научиться говорить можно только говоря. - Скилеф - - Скилеф -

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА.. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Дмитрий Ушинский. Дмитрий Ушинский.
Advertisements

Внеклассное мероприятие по русскому языку проблемах о проблемах современного русского языка. Внеклассное мероприятие по русскому языку проблемах о проблемах.
Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме: Ораторское искусство.Презентация к уроку развития речи в 8 классе
Турнир «Ораторское искусство» Интегрированное внеклассное мероприятие по риторике и русскому языку в 11-х классах.
Турнир «Ораторское искусство» Интегрированное внеклассное мероприятие по риторике и русскому языку в 11-х классах. Разработала и подготовила учитель русского.
К.Д. Ушинский Д.С. Лихачев В.Г. Белинский Ветродуй – Лечезнание – Костотряс – Любомудр -
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Цели: рассмотреть причины нарушения экологии современного русского языка, попытаться.
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
Красноречие есть искусство управлять умами (Платон)
В деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. А.П.Чехов Презентация к уроку русского языка в 9 классе. Подготовила:
Академическое красноречие Состязание ораторов. Цели учебного занятия: Дать исторический экскурс в начало европейской риторики Познакомить учащихся с видами,
Знаете ли вы, что обозначает это слово ?. риторика, красноречие - 1) искусство убеждать, 2) искусство говорить хорошо 3) это искусство украшения речи.
Ораторское искусство Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство.
Особенности ораторской речи Выполнили:студенты 4 курса Факультета начального образования Соловушкова Ирина Сардори Владлена.
Публичное выступление на общественно значимую тему Цели урока: закрепить знания об особенностях ораторской речи; формировать умение создавать собственное.
КУЛЬТУРА РЕЧИ – ЗАЛОГ УСПЕХА Единый профильный день Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Центр образования 3 »
Основные требования к публичному выступлению Арутюнян Ирина Алексеевна, заместитель директора МОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования.
Презентация к уроку по психологии на тему: Презентация «Особенности публичного выступления».
Урок русского языка и литературы в 10 классе.. В России долгое время развитие риторики было связано с церковным красноречием. Центрами древнерусской книжности.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Транксрипт:

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 11 КЛАССЕ Научиться говорить можно только говоря. - Скилеф - - Скилеф -

Риторика как наука и как искусство слова. Развитие науки о красноречии и ораторском искусстве в XX-XXI. Экология языка.

Риторика – наука об ораторском искусстве и шире – о художественной прозе вообще.

Красноречие (Ораторская проза) – живая публичная речь, получившая художественную обработку получившая художественную обработку Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон

оратором называют человека, обладающего даром красноречия. Слово оратор появилось в русском языке в XVIII в. Оно происходит от латинского глагола orare говорить. В.И. Даль подобрал следующие синонимы и синонимические выражения к этому слову: вития, краснослав, речистый человек, мастер говорить, краснобай.

Оратор Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия. Лицо, произносящее речь. Глашатай чего-нибудь. Человек, обладающий даром речи.

Горгий из Леонтины ( гг. до н. э.). Горгий из Леонтины ( гг. до н. э.).

Платон 428 или 427 г. до н. э или 347 г. до н. э.

Аристотель ( гг. до н. э)

Марк Туллий Цицерон (10643 гг. до н. э.).

Михаил Васильевич Ломоносов

Оратор должен

Особенности ораторского искусства Необычность начала (вопросительные предложения риторического характера, на которые ответ даёт сам оратор) Необычность начала (вопросительные предложения риторического характера, на которые ответ даёт сам оратор) Употребление местоимения МЫ Употребление местоимения МЫ Использование предложений с группами однородных членов Использование предложений с группами однородных членов Употребление книжной и разговорной лексики Употребление книжной и разговорной лексики Использование изобразительно- выразительных средств Использование изобразительно- выразительных средств Концовка, в которой подчёркивается основная мысль высказывания Концовка, в которой подчёркивается основная мысль высказывания Репетиция выступления, выбор верного тона Репетиция выступления, выбор верного тона

Композиция ораторской речи: Зачин речи (Этикетные формулы) Вступление (Закрепление контакта с аудиторией; описание цели, темы, краткое описание проблем) Основная часть (Содержание, включающее в себя факты, доказательства, анализ примеров…) Заключение (Подведение итогов сказанного, закрепление впечатлений) Концовка речи (Этикетные формулы, формулы призыва, пожелания)

Правила выступления: Голосом и жестом подчёркивайте важнейшие для вас слова. Меняйте тон: внезапное повышение или понижение тона хорошо выделяет слово или фразу. Меняйте темп речи: это придаёт ей выразительность Делайте паузу до и после высказывания важных мыслей

РОДЫ КРАСНОРЕЧИЯ Академическое Социально- политическое Судебное Социально-бытовое Духовное

"Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению". «в русском языке великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского…»

Проанализируйте записанные слова, подберите слова, которые синонимичны им в современном русском языке : Ветродуй, лечо знание, Костотряс, любомудр, Топталище, шаропих, тихогром,водомет, рожекорча Лингвистический эксперимент.

Подобрать русские синонимы Масштаб ФиксироватьФиаско АффектЭффект ГибридАрхитектор ЛегальныйРафинированный Фатальный

«Перлы» современной речи Ты чё с ума спятил?! У меня предки дома, и сваливать не собираются. Давай пойдем потусуемся во дворе. Никто не будет нудить, пилить. Посидим, перетрем. А надоест, нырнем в клуб.

Материалы исследования сотрудника Института проблем РАН П.П.Горяева Любое произнесенное слово – это волновая генетическая программа; Иногда слово может сработать как убийца и даже вызвать раковые заболевания; Воздействие брани равносильно радиационному излучению от – рентген; Бранные слова вызывают мутации на генетическом уровне; Длительный стресс, который могут спровоцировать оскорбительные выражения, приводит к снижению иммунитета.

Ища слова для самовыражения, Не замути живой воды родник – От словоблудия и вырожденья Оберегай родной души язык! В.Саакова В.Саакова

языковая норма - важнейший признак литературного языка А признак культуры речи ее правильность.

ЗАДАНИЯ: Точность речи. В русском языке есть глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Они различаются по значению? Как правильно спросить: В русском языке есть глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Они различаются по значению? Как правильно спросить: (на катере) Вы на следующей пристани...? (в электричке) Вы на следующей станции...? (в автобусе, трамвае) Вы на следующей остановке...?

ключ Вы на следующей пристани сходите? Вы на следующей станции сходите? Вы на следующей остановке выходите?

Чёткое знание значения слова - Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. - Продавца можно подобрать и в своём посёлке. Мы надеемся, что у нас не будет запоров на границе. На Прохоровском поле 1200 танков схватились врукопашную.

Составить словосочетания со словами Гуманный - гуманистический Идеальный – идеалистический Типовой – типичный Титульный - титулованный

Чистота речи Прочитайте предложения из газеты «Известия» так, как они напечатаны, а затем, опустив сочетание по большому счету. Скажите, изменяется ли при этом смысл предложения? 1. По большому счету Таможенный союз не был экономически выгоден его основателям. 2. Как вы думаете, по большому счету, кто такой Березовский? 3 Я не боялся, я жил. И жил, по большому счету, радостно. 4. Несчастный инженер Гаранин, не виноватый по большому счету ни в чем.

ПЛЕОНАЗМЫ Народная демократия Патриот своей Родины Габаритные размеры Автобиография жизни Свободная вакансия Частная собственность Экспонат выставки Прейскурант цен Перспективы на будущее Взаимно друг другу Памятный сувенир Первая премьера

Добавить определения к существительным ТЮЛЬмуж. ЖЮРИср. ПЕНСНЕср. РЕФЕРИмуж. КОФЕмуж. ПОНИмуж. ЛЕДИжен. ШАМПУНЬ муж.

Агент Арест Инструмент Искра Каталог Коклюш Кулинария Ломоть Петля Обеспечение Симметрия Жалюзи Гренки

Баклажанов БарановБашен БлюдецДядьёв ЖеребятСерёг Зятьёв РозогНосков ПригоршенДоньевцапель

Богатство и разнообразие речи Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка.

образность, выразительность Усиливается ее эффективность: яркая речь вызывает интерес, яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей.

Скороговорки Скороговорки Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши. Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши. Жили были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Циндроний. Жили были три японки: Цыпи, Цыпи Дрипи, Цыпи Дрипи Лимпомпоний. Поженились Як на Цыпи, Як Цидрак на Цыпи Дрипи, Як Цидрак Цидрак Циндроний на Цыпе Дрипе Лимпомпоний. И родились у них дети: у Як и Цыпи Шах, у Як Цидрак и Цыпи Дрипи Шах Шахмат, у Як Цидрак Цидрак Циндроний и Цыпи Дрипи Лимпомпоний Шах Шахмат Шахмат Шахмоний. Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Вопросы для самоконтроля Какие особенности устной публичной речи Вы можете назвать? Кто такой оратор? Какими навыками и умениями должен обладать оратор? Какие принципы логико-композиционного построения ораторской речи Вы знаете? Какой вклад в развитие отечественной риторики внес основатель Московского университета М.В. Ломоносов? Каким этическим нормам должен следовать оратор? Прочитайте слова А.С. Пушкина: «Остроумие и вкус воспитываются только в кругу лучшего общества: а многие ли из наших писателей имеют счастье принадлежать к нему?». Как Вы думаете, что имел в виду поэт, говоря о вкусе?

Учитесь говорить! С тех пор, как вышло из обычая носить на боку шпагу, совершенно необходимо иметь острый язык. - Генрих Гейне - - Генрих Гейне -