Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 2 «Малыш»
Интегрированный подход к проведению логопедических занятий.
Проблема интеграции дошкольного образования важна и актуальна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к дошкольному образованию, цель которого - создание условий для образования детей, ориентированного на формирование успешности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей. Интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания. Целостно-интегрированный подход к педагогическому процессу в дошкольном образовании позволяет сформировать у детей целостную картину мира, обобщённые умения, системные знания.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи: Для достижения целей необходимо решить следующие задачи: создание коррекционно-развивающей среды в ДОУ для интегрированного обучения и воспитания дошкольников; создание коррекционно-развивающей среды в ДОУ для интегрированного обучения и воспитания дошкольников; организация интегрированных занятий для коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих речевую патологию; организация интегрированных занятий для коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих речевую патологию; организация работы с детьми, имеющими речевые нарушения через индивидуальные занятия; организация работы с детьми, имеющими речевые нарушения через индивидуальные занятия; координация педагогической деятельности специалистов ДОУ, построенной на принципах интеграции; координация педагогической деятельности специалистов ДОУ, построенной на принципах интеграции; повышение педагогической деятельности компетентности родителей в овладении приёмами и способами коррекционно - развивающей работы с детьми. повышение педагогической деятельности компетентности родителей в овладении приёмами и способами коррекционно - развивающей работы с детьми.
Коррекционно – развивающая среда Является реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и обучения детей, имеющих нарушения речи. Является реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и обучения детей, имеющих нарушения речи. В кабинете и логопедической группе подобраны коррекционно-развивающие дидактические игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений; игры на развитие дыхания, артикуляционной моторики, формированию слоговой структуры слов и лексико-грамматического строя речи, обучению грамоте, развитию речи и мелкой моторики пальцев рук. В кабинете и логопедической группе подобраны коррекционно-развивающие дидактические игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений; игры на развитие дыхания, артикуляционной моторики, формированию слоговой структуры слов и лексико-грамматического строя речи, обучению грамоте, развитию речи и мелкой моторики пальцев рук.
Развиваем мелкую моторику с помощью массажера
Со шнурочками играем – пальцы развиваем.
Развитие речевого дыхания.
Играем с предлогами.
Играем – детёнышей называем.
Одной из форм интегрированного обучения является занятие, на котором ребёнок: сочиняет, фантазирует, думает; сочиняет, фантазирует, думает; обогащает словарь; обогащает словарь; развивает коммуникативные умения, познавательный интерес и активность; развивает коммуникативные умения, познавательный интерес и активность; развивает внимание, воображение, память, речь. развивает внимание, воображение, память, речь.
Преимущество интегрированных занятий: Преимущество интегрированных занятий: способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обогащать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку; способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обогащать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку; углубляют представления о понятии, закономерностях, связях с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию гармонически и интеллектуально – развитой личности; углубляют представления о понятии, закономерностях, связях с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию гармонически и интеллектуально – развитой личности; основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения воспитанников о различных предметах; основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения воспитанников о различных предметах; эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах литературы, музыки, живописи, пластики движения. эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах литературы, музыки, живописи, пластики движения.
Цель интегрированных занятий: Цель интегрированных занятий: систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребёнка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.
На интегрированных занятиях решаются следующие задачи: Дидактические: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки у воспитанников; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме; учить ребёнка применять языковые средства в различных видах деятельности; учить развивать отношения. Коррекционные: закреплять навыки правильного звукопроизношения; преодолевать нарушения темпо – ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения эмоционально – волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции. Воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.
Интегрированное занятие проводится с привлечением специалистов: музыкального руководителя; музыкального руководителя; инструктора по физической культуре; инструктора по физической культуре; педагога – психолога; педагога – психолога; воспитателя. воспитателя.
Сказка «Заюшкина избушка»
Музыкальная игра «Ёжик»
Игра «Съедобное – несъедобное»
Игра «Собираем птичек в стаю».
Расслабляемся, успокаиваемся. Расслабляемся, успокаиваемся.
Тема занятия: «Животные Севера»
Тема занятия: «Домашние и дикие животные»
При организации коррекционно – развивающей работы с детьми, При организации коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими речевую патологию, я стараюсь сделать мам, пап, бабушек и Дедушек участниками педагогического процесса, решить поставленные задачи: Приобщить родителей к образовательному процессу, ознакомить с методами и приёмами обучения и развития детей. Приобщить родителей к образовательному процессу, ознакомить с методами и приёмами обучения и развития детей. Закрепить изученный материал, формировать навыки работы. Закрепить изученный материал, формировать навыки работы. Помочь родителям увидеть проблему или, наоборот, убедить в успешности освоения им знаний – за счёт ознакомления родителей с уровнем подготовки детей. Помочь родителям увидеть проблему или, наоборот, убедить в успешности освоения им знаний – за счёт ознакомления родителей с уровнем подготовки детей. Для родителей проводятся консультации, вовлечение их в продуктивную деятельность по изготовлению пособий, игр, игрушек. Проводимые мероприятия позволяют родителям получить информацию об условиях содержания ребёнка в ДОУ, овладеть приёмами и способами коррекционной работы, проведением различных пальчиковых игр по тренировке тонких движений пальцев рук для обучения в домашних условиях
«Всё, чему учат ребёнка, «Всё, чему учат ребёнка, должно быть не разрозненным, должно быть не разрозненным, частичным, а единым, целым». частичным, а единым, целым». Я. А. Каменский