Приемы повышения эффективности учебной деятельности студентов
* * * ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ * АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ * ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ
Факторы, влияющие на успеваемость Социальные причины Физиологические причины Психологические причины Познавательная сфера Мотивационная сфера Эмоционально- волевая сфера Обучение
Социальные причины неблагополучная, неполная семья отсутствие контакта с родителями низкий материальный уровень семьи образовательная среда СМИ гиперопека
Физиологические причины хронические заболевания соматические заболевания нарушение регуляции вегетативных процессов (расстройства пищеварения и сосудистого тонуса, всевозможные боли) недостаточное питание гендерные особенности
Психологические причины индивидуально -личностные особенности студента способности мотивы интересы и др.
Сферы психологических факторов познавательная (все познавательные процессы) мотивационная (внешняя и внутренняя мотивация) эмоционально-волевая (самооценка, эмоциональные состояния, направленность интересов, волевые действия и качества личности)
Актуальные проблемы неуспеваемости *переусложненность программ *нехватка учебных пособий *нарушение поведения *конфликты с родителям и педагогами и др.
Источники повышения эффективности учебной деятельности важнейшая педагогическая задача - учить работать на занятии и вне его. * создание интереса к учению * самостоятельная работа на занятии * умелое использование средств обучения * сотрудничество преподавателя и студентов на занятии *ежедневный контроль знаний, умений, навыков *своевременный отдых на занятии *устранение формализма в подходе к новой теме
Правила, повышающие эффективность учебной деятельности опираться на желания студентов использовать идентификацию учитывать интересы и склонности использовать намерения обучаемых поощрять желания добиться признания признавать достоинства одобрять успехи
Ситуации, активизирующие эффективность образовательного процесса Студенты должны: отстаивать своё мнение принимать участие в дискуссиях и обсуждениях ставить вопросы своим сокурсникам и преподавателям рецензировать ответы других студентов заниматься обучением отстающих находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы)
Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов увлеченное преподавание новизна учебного материала историзм использование новых и нетрадиционных форм обучения чередование форм и методов обучения проблемное обучение обучение с компьютерной поддержкой применение мультимедиа – систем взаимообучение (в парах, микрогруппах) создание ситуаций успеха педагогический такт и мастерство педагога
Рекомендации для педагогов Сотрудничество со студентами, родителями, психологом Создание ситуации успеха и положительной установки Демонстрирование собственных суждений и ведение дискуссии, позволяющей проявить индивидуальность Профессионально-педагогическое самосовершенствование преподавателя Развитие эмпатии
«Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своём поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутьё, - и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха». Дейл Карнеги