Лингвистическая игра в клубе «Эрудит» Игроки – учащиеся 5-го класса Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г.Паустовский К.Г.Паустовский
Вадим Шефнер «Устная речь» Это так, а не иначе. Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Разговорная краса; Отступают в неизвестность Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни. Не скудела в наши дни.
Разминка 1 команда: Согласны ли вы с мнением автора? 1 команда: Согласны ли вы с мнением автора? 2 команда: В чем причина того, что «гаснет…разговорная краса»? 2 команда: В чем причина того, что «гаснет…разговорная краса»? 3 команда: Нужно ли возрождать «речи русской чудеса»? 3 команда: Нужно ли возрождать «речи русской чудеса»?
Живое слово делает чудеса. И.И.Бурденко Какой из разделов лингвистики изучает жизнь слова? Какой из разделов лингвистики изучает жизнь слова? Да, это страна…. Мы отправляемся по станциям этой страны. Каждая команда постарается набрать как можно больше очков, чтобы стать призерами этой страны. Помните, что вы работаете в команде, помогайте друг другу достичь победы в номинациях: «Самая дружная команда», «Самая быстрая команда», «Самая веселая команда» и др. Да, это страна…. Мы отправляемся по станциям этой страны. Каждая команда постарается набрать как можно больше очков, чтобы стать призерами этой страны. Помните, что вы работаете в команде, помогайте друг другу достичь победы в номинациях: «Самая дружная команда», «Самая быстрая команда», «Самая веселая команда» и др.
Станция 1. «Теория» Запишите как можно больше терминов, относящихся к разделу «Лексика», где возможно, приведите примеры. Запишите как можно больше терминов, относящихся к разделу «Лексика», где возможно, приведите примеры.
Станция 2. «Словария» 1. Используя школьный толковый словарь русского языка, объясните лексическое значение слова, затем укажите его грамматические признаки. 1. Используя школьный толковый словарь русского языка, объясните лексическое значение слова, затем укажите его грамматические признаки. 1к. – рысь 1к. – рысь 2к. – колибри 2к. – колибри 3к. - кенгуру 3к. - кенгуру
2. По приведенному толкованию определите слово и запишите его. 1. Здание, в котором демонстрируется расположение и движение планет и других небесных тел с помощью специальных приборов. 1. Здание, в котором демонстрируется расположение и движение планет и других небесных тел с помощью специальных приборов. 2. Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов. 2. Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов. 3. Памятный подарок. 3. Памятный подарок. 4. Нижняя часть зрительного ряда в театре. 4. Нижняя часть зрительного ряда в театре. 5. Четвертая часть года. 5. Четвертая часть года. 6. Растительный мир. 6. Растительный мир. 7. Животный мир. 7. Животный мир. 8. Тоска по Родине. 8. Тоска по Родине. 9. Отрезок времени, равный десяти дням. 9. Отрезок времени, равный десяти дням.
Станция 3. «Отгадайка» Отгадайте загадки. Что в них помогает узнать ответ? Отгадайте загадки. Что в них помогает узнать ответ? 1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. 1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. 2. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. 2. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. 3. Золотое решето черных домиков полно, сколько черных домиков, столько белых жильцов. 3. Золотое решето черных домиков полно, сколько черных домиков, столько белых жильцов.
Станция 4. «Омонимия» 1. Каким ключом нельзя открыть дверь? 1. Каким ключом нельзя открыть дверь? 2. Какая мушка не летает? 2. Какая мушка не летает? 3. Какую строчку не прочитает даже самый грамотный человек? 3. Какую строчку не прочитает даже самый грамотный человек? 4. Какой бор никогда не имеет листвы? 4. Какой бор никогда не имеет листвы? 5. Какие корни не растут в земле? 5. Какие корни не растут в земле? 6. Какой язык можно съесть? 6. Какой язык можно съесть? 7. Какой рукав нельзя пришить? 7. Какой рукав нельзя пришить? 8. Какого слона можно спокойно поместить среди хрупких вещей? 8. Какого слона можно спокойно поместить среди хрупких вещей? 9. Каким гребнем нельзя расчесаться? 9. Каким гребнем нельзя расчесаться?
Станция 5. «Синонимия» Расположите синонимы так, чтобы действие уменьшалось: Расположите синонимы так, чтобы действие уменьшалось: сердиться, беситься, злиться, скрипеть, досадовать; сердиться, беситься, злиться, скрипеть, досадовать; …чтобы краски становились ярче: …чтобы краски становились ярче: лиловый, синий, голубой, сиреневый; лиловый, синий, голубой, сиреневый; желтый, лимонный, золотистый, желтый, лимонный, золотистый, оранжевый. оранжевый.
Выпишите только те пары слов, которые являются синонимами. Докажите. Сверкать – блестеть Сверкать – блестеть Маленький – малыш Маленький – малыш Пение – петь Пение – петь Храбрый – бесстрашный. Храбрый – бесстрашный.
Станция 6. «Шифровщик» 1. Составьте словосочетания: 1. Составьте словосочетания: Компания – кампания Компания – кампания Засланный – застланный Засланный – застланный Восходы – всходы Восходы – всходы Дождевая - дождливая Дождевая - дождливая
2. Подскажи словечко! 1. Слово - …,а молчание – золото. 1. Слово - …,а молчание – золото. 2. Доброе … и кошке приятно. 2. Доброе … и кошке приятно. 3. Делу - …, потехе – час. 3. Делу - …, потехе – час. 4. Копейка … бережет. 4. Копейка … бережет. 5. Один с сошкой, а … с ложкой. 5. Один с сошкой, а … с ложкой. 6. Где тонко, там и …. 6. Где тонко, там и ….
Станция 7. «Антонимия» Запишите антонимы к словам: Запишите антонимы к словам: храбрый – храбрый – влажный – влажный – любимый – любимый – красивый – красивый – будущий – будущий – разрешить – разрешить – конец – конец – ложь - ложь -
Станция 8. «Славянская» Приходилось ли вам слышать слово Приходилось ли вам слышать слово «генеалогия»? «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает В переводе с греческого оно означает «родословная». «родословная». Давайте вспомним исконно русские Давайте вспомним исконно русские названия! названия!
Кто кому кем приходится? Мать мужа – Мать мужа – Отец мужа – Отец мужа – Мать жены – Мать жены – Муж дочери – Муж дочери – Отец жены – Отец жены – Жена сына – Жена сына – Сестра мужа – Сестра мужа – Жена брата – Жена брата – Брат мужа – Брат мужа – Брат жены – Брат жены – Неродная мать – Неродная мать – Неродной отец – Неродной отец – Неродная дочь – Неродная дочь – Неродной сын - Неродной сын -
С.Я.Маршак Усердней с каждым днем гляжу в словарь. Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах – события печать. На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку. Они дались недаром человеку. Читаю: «Век. От века. Вековать. Читаю: «Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог не дал сыну веку. Век доживать. Бог не дал сыну веку. Век заедать, век заживать чужой…». Век заедать, век заживать чужой…». В словах звучит укор, и гнев, и совесть. В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. А древняя рассыпанная повесть.