Гражданская идентичность как психологический и социокультурный феномен
Шлягина Елена Ивановна, к.психол.н., доцент факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова
Гражданская идентичность как предмет исследования представляет собой теоретический конструкт Определим содержательное наполнение этого конструкта в рамках данной работы. Под гражданской идентичностью будем понимать: 1. совокупность осознанных и неосознанных психологических образований (представлений, мотивов, поведенческих форм), свидетельствующих о принадлежности к сообществу граждан того или иного государства; 2. феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта. Идентичность есть образование, в структуре которого можно выделить несколько компонентов: 1) когнитивный – осознаваемые и неосознаваемые представления субъекта (гражданина) о своей стране; 2) эмоциональный – те эмоции и переживания, которые испытывает субъект по отношению к процессам, происходящим в его стране, историческому прошлому, настоящему и будущему его страны и т.д. 3) мотивационный – те осознаваемые и неосознаваемые причины, которые формируют сознательную или бессознательную принадлежность к определенной социальной группе, в нашем случае – к группе граждан России. 4) поведенческий (регулятивный) – те способы и стратегии, посредством которых субъект реализует собственную гражданскую идентичность.
Методический аппарат: Компонент/УровеньДескрипцияПрескрипция 1Когнитивный Методика Куна- Макпартленда, метод неоконченных предложений Метод неоконченных предложений 2Мотивационный Метод неоконченных предложений 3ЭмоциональныйМетод балльной оценки 4ПоведенческийМетод неоконченных предложений, анализ намерений респондентов. Метод неоконченных предложений.
Рис.1. Содержание категорий, относящихся к различным ролевым позициям Методика Куна-Макпартленда «Кто Я?»
Рис. 2. « Россия – это …»
Рис. 3. «Россия – страна, которая...»
Рис. 4. « Родина – это …»
Рис.5. «Гражданин России – это…»
Рис.6. « Мои соотечественники – это …»
Рис.7. «Граждан России объединяет…»
Рис. 8. «Культура России …»
Рис.9. «Моя принадлежность к гражданам России проявляется в том, что…»
Рис. 10. «Традиции России…»
Рис. 11. «Ценности России – это…»
Рис.12. «Взаимодействие рядового гражданина с властью осуществляется …»
Рис. 13. «Россия станет лучше, если…»
Рис. 14. «Россия исчезнет с карты мира, если…»
Рис. 15. «Я чувствую себя чужим в своей стране, когда…»
Рис. 16. «Я чувствую себя гражданином своей страны, когда…»
Рис. 17. «В мои планы на будущее входит...»
Рис. 18. «Я испытываю симпатию к таким литературным героям, как…»
Рис. 19. «Я испытываю симпатию к таким историческим персонажам, как…»
Рис. 20. «Герои, представляющие национальный характер России – это…»
Рис. 21. «Герои, представляющих национальный характер России, обладают такими качествами, как…»