Использование элементов модульной технологии в формировании краеведческой компетентности младших школьников Учитель начальных классов МОУ «Стрелецкая СОШ Белгородского района» Макарова Т. Е.
Белогорье… Поле отчее Понад лугом белый дым, Трав густых сиянье сочное По откосам меловым… В. Молчанов
Цель: создание условий для формирования у младших школьников системы первичных представлений, о природе, историко-культурных ценностях малой родины, активно- добро творческого отношения к окружающей среде, чувства любви к родному краю. Задачи: - знакомить учащихся с природой, историей родного края и основами рационального природопользования; - развивать познавательную, творческую и общественную активность детей, чувство патриотизма; - создавать условия для формирования экологической культуры, бережного отношения к природе и историко- культурному наследию малой родины.
Модульная технология: Модуль – система взаимосвязанных заданий или междисциплинарных занятий. В модуле может сочетаться учебная и внеурочная деятельность. Организационные формы работы: классно-урочная, вариативная, групповая, индивидуальная. Преобладающие методы: репродуктивные + проблемные.
Модули по изучению краеведения: « Природа Белгородской области» «История родного края» «Писатели и поэты о малой родине»
Фрагмент планирования по изучению модуля «Природа Белгородской области» (2 класс) Вид деятельности Предмет, тема Формы и методы 1. внеурочная ГПД, классный час Экологическая акция «Живи, елка!» беседа, конкурс рисунков, работа в социуме 2. урочная Литературное чтение И. Соколов- Микитов«Узоры на снегу». Зима нашего края» рассказ, беседа, наблюдение, творческая работа 3. урочная Русский язык «Текст. Зимние страницы» составление и оформление рассказа о зиме
Фрагмент планирования по изучению модуля «История родного края» (2 класс) Вид деятельности Предмет, тема Формы и методы 1. урочная Технология «Как жили наши предки? Как родились ремесла?» урок в историко- краеведческом музее 2. внеурочная Окружающий мир «Родной край-частица Родины…» экскурсия по улицам села 3. внеурочная \Классный час «Защитники нашей Родины. Папин воинский альбом» рассказ, беседа, демонстрация
Фрагмент планирования по изучению модуля «Поэты и писатели о малой родине» (2 класс) Вид деятельности Предмет, тема Формы и методы урочная Литературное чтение «Идет волшебница- зима!»(книги о зиме) урок-праздник с участием родителей внеурочная ГПД «Поэты и писатели малой родины о весне» экскурсия в районную библиотеку урочная Литературное чтение «Малые жанры фольклора. Песенка- закличка. Загадки.» беседа, выразительное чтение оформление книжек-малышек
Урок-утренник « Идет волшебница-зима»
Классный час «Мой край- родное Белогорье» Классный час «Защитники нашей Родины. Папин воинский альбом»
Результаты работы: Отсутствие второгодников. Качество знаний: 65,6%-73,3% Лучшие достижения учащихся за истекший период: публикация рассказа «Лесной музей» ученицы 4-го класса Фалометовой Ольги в областном сборнике центра развития детского литературного творчества «Родная лира» Государственной библиотеки имени А. А. Лиханова (2007 год); грамота администрации Белгородского района начальника УО Иванкова Ю.Р. ученице 1-го класса Слащевой Екатерине за 1-е место в районном этапе Всероссийского конкурса детского творчества «Моя семья» в номинации «Декоративно-прикладное искусство» (аппликация) (2008 год)
Методическая работа: Выступление с презентациями и докладами по теме опыта на Всероссийских научно- практических конференциях. Публикация в сборниках по итогам конференций. Публикация в сборнике «Учитель – учителю». Участие во Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок». Участие в областном конкурсе «Родники мастерства Белогорья».
…Наша земля, словно рачительная хозяйка, бережно хранит и скифские курганы, и валы засечной черты, и израненное Прохоровское поле… Земля и люди, словно единое целое… Е. С. Савченко
Спасибо за внимание!