Роль общения в жизни школьника «Особенности общения в семье» «Особенности общения в семье»
«Ты прав, мой милый. Перед отцовской волей Все остальное отступить должно. Все остальное отступить должно. Затем и молим мы богов о детях, Чтоб супостатов наших отражали И другу честь умели воздавать. А в детях, если не нашел опоры- Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем, Что для себя он лишь причину создал И смех злорадный для врагов своих.» Софокл. «Антигона» Софокл. «Антигона»
6 принципов воспитания ребенка в семье Принятие ребенка Признание ребенка Родительская любовь Быть доступным Воспитание ответственности и самодисциплины Авторитет родителей
Дискуссионные вопросы Что для Вас входит в понятие «общение с ребенком»? Что для Вас входит в понятие «общение с ребенком»? Возможно ли наказание ребенка с проявлением при этом любви и нежных чувств? Возможно ли наказание ребенка с проявлением при этом любви и нежных чувств? Имеются ли у вас собственные секреты воспитания ответственности и самодисциплины у ребенка? Имеются ли у вас собственные секреты воспитания ответственности и самодисциплины у ребенка? Что для вас проявление к ребенку: любви, злости, заботы, родительского долга? Что для вас проявление к ребенку: любви, злости, заботы, родительского долга?
1 Я часто рассказываю ребенку о своем детстве. Да Нет 2 Мы редко играем вместе с детьми. Да Нет 3 Мой ребенок всегда готов рассказать мне новости, а иногда и секреты. Да Нет 4 Я уверена, что если у моего ребёнка возникнут проблемы, они обратятся ко мне за помощью. Да Нет 5 Я считаю, что нужно обращать внимание даже на небольшие оплошности ребёнка, ведь это помогает ему быть организованным Да Нет 6 Мы ходим в музеи, театры, кино минимум два раза в месяц. Да Нет 7 Если дети просят меня помочь им с домашним заданием, я и м обязательно помогаю. Да Нет 8 Я точно знаю, какую книгу читает сейчас мой ребёнок. Да Нет 9 Если мой ребёнок получает «3» или «2», его ждет наказание. Да Нет 10 Я часто стараюсь найти повод, что бы похвалить ребёнка. Да Нет 11 Мы любим поговорить по душам. Да Нет 12 Иногда мне кажется, что я трачу время только на то, чтобы ругать детей. Да Нет 13 Я часто глажу ребенка по голове, обнимаю его. Да Нет 17 Мой тон в разговорах с ребёнком часто строгий и назидательный. Да Нет 15 Мне приходится делать уроки вместе с детьми, иначе они не сделают их вообще. Да Нет 16 Я знаю, о чем мечтает мой ребёнок. Да Нет 17 Я часто привожу своему ребенку в пример других детей или себя. Да Нет 18 Если ребенок в гневе испортит вещи, он будет наказан. Да Нет 19 Мы обсуждаем с ребёнком книги и фильмы. Да Нет 20 Я рассказываю детям о проблемах в семье. Да Нет 21 Мой ребенок может почувствовать и помочь мне, если я устала или нездорова. Да Нет 22 Мой ребёнок говорит иногда, что ему хотелось бы быть со мной почаще. Да Нет 23 Я испытываю удовольствие, разговаривая с ребёнком. Да Нет
Позитивное внимание От 0 до 5 баллов: Возможно, вашему ребенку не хватает позитивного внимания. Вы слишком заняты на работе и по дому, но ребенок испытывает острый дефицит общения! Помните, важно не количество внимания, а качество. Можно рассказать ребенку о своем детстве, послушать о его школьных проблемах, пока вы моете посуду или готовите ужин. А еще лучше делайте это все вместе. От 5 до 10 баллов: Возможно, ваш ребенок испытывает дефицит внимания. Подумайте, может быть, ваше общение носит формальный характер: накормить, напоить, посмотреть дневник? Но этого мало! Важно интересоваться чувствами ребенка его повседневными делами. От 10 до 15 баллов: Вашему ребенку достаточно внимания. Вы сумели создать доверительные отношения. Ребенок чувствует «тыл», знает, что может обратиться к вам за советом. Это хорошая почва для его личностного, интеллектуального и эмоционального развития.
Недостаточное внимание От 1 до 4 баллов От 1 до 4 баллов Вашему ребенку хватает внимания. Возможно, его даже чересчур много. Подумайте достаточно у него свободы? Или абсолютно все его проблемы вы решаете вместе (или за него)? Не слишком ли вы навязчивы в стремлении разделить каждую его мысль и действие? В такой ситуации в социальное и личностное взросление ребенка замедляется, и он на долго может остаться зависимым, неуверенным в себе и несамостоятельным. От 5 до 9 баллов: Скорее всего вы и в «зеленом» блоке вы набрали среднее количество баллов. А это значит, что ребенок испытывает некоторый дефицит общения с вами. Постарайтесь быть более отзывчивыми к просьбам и повседневным заботам своих детей, делайте их союзниками в общесемейных делах: выборе новой мебели, помощи по дому и заболевшим родственникам. От 9 до 13 У вашего ребенка острый дефицит общения! Если вы слишком заняты на работе, постарайтесь посвящать ему каждую свободную минуту. Подбодрите, похвалите, погладьте по голове своего ребенка, иначе очень скоро вам будет сложно найти с ним общий язык.
Негативное внимание От 0 до 2 баллов: В ваше семье все хорошо: ребенок получает достаточно позитивного внимания и сего самооценкой все в порядке! От 2 до 4 баллов: То ли ваша родительская позиция слишком строгая, то ли вы мало общаетесь с ребенком, и он старается привлечь к себе внимание не слишком образцовым поведением, но иногда вам кажется, что он слишком много делает не так. Не ругайте детей из - за пустяка. Лучше подбодрите ребенка, скажите ему, что в следующий раз у него обязательно все получится! От 4 до 8 баллов: Ваш ребенок настолько привык к тому, что его постоянно ругают и поучают, что уже и забыл, может ли быть по – другому. Что бы привлечь к себе ваше внимание он ведет себя так, чтобы вы в очередной раз вышли из себя и пообщались с ним с помощью подзатыльников и нотаций. Постарайтесь изменить свое поведение. Начните хвалить ребенка, даже если кажется, что не за что. Старайтесь чаще гладить его по голове и просто разговаривать с ним не поучая. Через некоторое время вы заметите, что скандалы прекратились, оценки в дневнике улучшились. А самое главное, вы поймете, что позитивное общение с ребенком может быть очень простым и приятным как для вас, так и для него.
Подумайте Что каждый из вас считает для себя полезным из того, что было на собрании? Что каждый из вас считает для себя полезным из того, что было на собрании? Появилось ли в вас уверенность в том, что именно вы являетесь ответственным за воспитание своего ребенка? Появилось ли в вас уверенность в том, что именно вы являетесь ответственным за воспитание своего ребенка?
Эта история про одного мальчика 7 лет, который не смотря ни на что продолжал любить своих родителей... Из записей мальчишки... Меня зовут Ваня. Мне 7 лет. Я очень люблю свою маму Катю и папу Вадима а если честно я их люблю и боюсь. они меня всегда бьют, но я не понимаю почему, в чем я виноват... Утром я проснулся и пошел в школу. Учился я хорошо, учительница меня любила, а я любил весь класс... Знаете у меня нет друзей. На переменках я сижу в классе и играю карандашиками. Со мной никто не хочет дружить. Я всегда пытался подойти к кому-нибудь и подружится, но они толкали меня и кричали :" пошел вон уродец " А знаете почему уродец? у меня на лице был большой шрам, от удара папы, и я всегда ходил в одном и том же. В синих растрепанных джинсах, легкой красной маечке и поношенных ботиночках. Я не сильно горевал, потому что любил всех. В этот день после школы я пошел в раздевалку, взял свою старенькую осеннюю курточку и пошел на улицу. Зима... Метель. Я дрожал от холода и еле ходил. Тут сзади кто-то кинулся на меня и засунул головой в сугроб. Я слышал как они говорили :" урод ты! никому ты не нужен, ты бомж!" Потом ударили по ногам, по рукам, по спине и ушли Я плакал...не потому что было холодно, а потому что у меня нет друзей, но я по прежнему всех любил Потом я пришел домой и мама накинулась на меня и начала таскать за волосы:" где ты был?! Что за вид? Идиот ненормальный! Не будет тебе обеда, вали к себе в комнату!" Я молча пошел к себе и сидел. Я привык когда меня бьют...когда не обнимут и не скажут хорошие слова. Я так и заснул...в мокрой одежде и голодный. Потом я начал плохо учиться, ничего не понимал...папа бил за это и очень сильно, один раз так ударил по рукам, что мой пальчик онемел и не двигался...с тех пор так и остался Из-за этого меня в школе еще больше дразнили. Проходили дни, и вот однажды у меня заболело сердечко. Мама и папа ничего не делали все как обычно. По ночам знаете что я хотел? Я очень очень хотел чтобы мое сердечко не болело...потому что я не хотел огорчать этим маму и папу...я их очень любил, честно.
На следующий день в школе нам задали на уроке нарисовать рисунок :" Моя мечта " Все рисовали машины, ракеты и куклы, а я нет. Потому что я не хотел это...я хотел хороших маму и папу... И я нарисовал семью. Мама, папа и их сыночек радостно играющиеся в настольную игру. Я рисовал и тихонько плакал...ведь это моя мечта... ?Когда настала моя очередь показывать классу рисунок, все надо мной смеялись Я пошел к доске и сказал :" моя мечта это семья. (я показал рисунок и все начали смеяться) Один мальчик по имени Сережка сказал :"и это твоя мечта? А-ха-ха-ха" А я не мог ничего сказать и лишь проговорил сквозь слезы тихо :" пожалуйста не смейтесь надо мной...это моя мечта...меня бьют и не любят...я вас прошу не надо издеваться...я хочу чтобы и меня как и вас мамочка обнимала и целовала...я каждый раз после школы стою в сторонке и смотрю как вас забирают родители и радостно идут домой. А я никому не нужен, я знаю... (я плакал еще сильнее)... У меня нет пальчика и я не красивый, хромой и страшный. Но я не виноват, честно-причестно. Я очень люблю своих родителей и не хочу их ничем огорчать...пожалуйста хотя бы вы не издевайтесь надо мной, не бейте Учительница сдержалась от слез и немногие меня поняли...но все равно издевались В один день я получил двойку по русскому языку в школе. Я боялся идти домой...маму бы огорчил Но в другое место мне некуда идти и поплелся домой. Мама узнала про двойку и началось все сначала... Она схватила меня за больной пальчик и откинула на пол...я ударился ножкой об табурет. Потом ударила два раза по голове и я ничего не мог поделать... После битья я лежал на полу, на боку и не мог встать. Пальчика не чувствовал и ножку тоже Мама ушла куда-то и оставила меня...я достал из кармашка печенюшку и начал грызть тихо тихо...я боялся. Она подошла и сказала :" столько растили тебя дрянь, а ты ничего и делать не можешь, вот пусть отец придет и он тебе задаст! Не жалко аж!!" я успел только сказать :" мамочка не надо я исправлюсь" и пришел папа Узнав о двойке, он схватил меня за руку и начал трясти...потом ударил по лицу и ногам...я упал и не помнил ничего.
Проснулся в больнице, и увидел, что у меня нет пальчика насовсем...я смотрел в окно и грустил, тихонько плакал...наступал Новый Год и все торопились кто куда... Как дети со своими родителями играют в догонялки...как мама обнимает своего сыночка и целует. А знаете почему я плакал? потому что я не знал что такое улыбка мамы и ее поцелуй...я не знал что такое обнять маму...папу Меня только били...а я любил Учительница моя в школе давала мне чай попить, играла со мной немножко...она мой друг Прошло полгодика. Я учился получше, но мама и папа не любили меня...однажды я пролил случайно чаек, и меня снова побили... Вдруг мое сердечко заболело и я говорил маме :" мама-мама, сердечко болит " Она не обратила внимания... Я снова был в больнице и родители ко мне не приходили вообще...мне говорили, что они придут, но нет... А я ждал и ждал... Но они отказались от меня...от уродца А я их так любил... Любил их всех. Мальчик Ваня умер через два дня...от очередной травмы... Когда его нашли мертвым, он держал в руках рисуночек свой и записку, которую не дописал... Содержание было таково :" Мамочка и Папочка. Простите, что я такой...что некрасивый, глупый и хромой. Простите, что вы не любили меня...простите. Я не хотел огорчать вас, я хотел только одного.... Обнять тебя мама...поцеловать и сказать, что люблю тебя... Папа...я хотел играть с тобой в гонки и стрелялки...ходить гулять и петь... Я знаю что виноват( Я вас очень лю....." Дальше не было продолжения...сердце мальчика остановилось....