Культура Московской Руси XIV – XV вв. Тема 2
Общие тенденции в культуре периода монгольского нашествия Погибли памятники зодчества, изобразительного, прикладного искусства и письменности; разрушены города, исчез ряд ремесел (умение изготовлять цветное стекло, приемы обработки металла); на 50 лет прекратилось каменное строительство; в русский язык проникли тюркские слова (сарай, кафтан, колпак и т.д.)
Материальная культура. Занятия и быт Основной тип жилища – изба, топившаяся по-черному, боярские хоромы – комплекс деревянных срубов. Вместо стекла – бычий пузырь. В богатых домах – слюда. Освещение – лучина или масляные светильники.
Питание: хлеб, мучные изделия, каши из круп (гречневой, овсяной, пшенной), овощи (репа, морковь, капуста, огурцы, свекла, лук и др.), мясо (баранина, говядина), речная рыба. Одежда у разных слоев населения отличалась больше тканью, чем покроем.
Фольклор – устное народное творчество Главная тема – борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. Жанры: исторические сказания, песни, былин, в их основе – реальные события (например, песня о Щелкане Дудентьевиче о восстании в Твери в 1327 г.). Особый цикл былин – о Садко и Василии Буслаеве (сложился в Новгороде).
Письменность и литература Грамотность в средневековой Руси приобрела широкое распространение, не только церковные служители, но и горожане ею владели. С XIV века помимо пергамена пользовались и бумагой (из Европы). Тип письма: на смену уставу, пришел полуустав, а с XV века – скоропись.
Устав
Полуустав
Скоропись
Жанры литературы Летопись – содержала информацию о природных и исторических явлениях, литературные сочинения и богословские рассуждения. Центры летописания – Новгород, Москва (летописание началось при Иване Калите), Тверь. Главная тема – единство русской земли и борьба за торжество православной веры над иноземными завоевателями.
«Слово о погибели Русской земли» - о деятельности Александра Невского. «Повесть о разорении Рязани Батыем» - в ее состав вошло сказание о Евпатии Коловрате, главная идея повести – сопротивление захватчикам. «Задонщина» и «Сказание о мамаевом побоище» - произведения о победе на Куликовом поле. Жития святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Сохранился жанр «повести» (о Петре и Февронии), «хождений» - описаний путешествий («Хождение за три моря» Афанасия Никитина, первого из русских купцов, побывавшего в Индии).
Общественная мысль Споры из-за Флорентийской унии 1439 г г. – Византия подписала унию между католической и православной церковью, для того, чтобы европейские католики помогли Византии в борьбе против турков. По условиям унии православная церковь должна была подчиниться Папе Римскому. Русское духовенство отказалось признать унию. Инициатора унии московского митрополита грека Исидора объявили еретиком, вместо него избрали митрополитом епископа Иону. Фактически, Русская церковь стала независимой от греческой, автокефальной (самоуправляющейся).
Ересь стригольников Ересь – религиозно учение, вступающее в противоречие с официальной доктриной. Возникла в 70-е гг. XIV в. в Пскове и Новгороде Они пытались обосновать вероучение разумными аргументами. Отрицали: таинство причастия, во время которого вино и хлеб превращаются в кровь и тело Христа, коррупцию в рядах иерархов, разоблачали нравы духовенства. Считали, что каждый образованный человек может быть священником, а не только рукоположенный в сан. Результат: 1375 г. – новгородских еретиков казнили. В XV в. – ересь вновь возникла и перекинулась в Москву (ересь жидовствующих), их обвиняли в приверженности к иудаизму, т.к. они не признавали икон. Иван III терпимо относился к ереси.
Иосифляне и нестяжатели Разногла-сия Нестяжатели (глава – Нил Сорский) Иосифляне (глава – Иосиф Волоцкий) Секуляриза- ция земель против владений церкви, монахам нужно самим себя кормить, а не владеть деревнями с крестьянами церковь должна иметь собственность, чтобы иметь возможность заниматься благотворительностью Отношение к еретикам терпимы к еретикампротив еретиков Результат: 1503 г. – на церковном соборе Иван III отказался от идеи секуляризации и от поддержки еретиков, в 1504 г. еретиков сожгли по решению церковного собора.
Архитектура Новгород и Москва стали центрами каменного строительства. Особенность новгородского зодчества – богатое декоративное украшение церковных фасадов.
Новгородская архитектура Памятник конца XIII века - церковь Николы на Липне
Церковь Федора Стратилата,1360 г.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV век.
Московская архитектура Московский Кремль при Дмитрии Донском - А.М. Васнецов В 1367, при Великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из белого камня
Один из Древнейших сохранившихся до наших дней памятников московского зодчества – Успенский собор в Звенигороде (1400)
вид сверху Один из Древнейших сохранившихся до наших дней памятников московского зодчества Собор Рождества Богородицы, Саввино- Сторожевский монастырь, Звенигород (1405)
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры ( ) Один из Древнейших сохранившихся до наших дней памятников московского зодчества
Самые знаменитые храмы конца XV в. Успенский собор Московского Кремля, Аристотель Фиораванти, Благовещенский собор Московского Кремля , псковские мастера
Изобразительное искусство Феофан Грек ЧУДОТВОРНАЯ Донская, XIV век. Феофан Грек Феофан Грек. Фреска
Андрей Рублев Икона "Троица" преподобного Андрея Рублева