«Формирование информационной компетентности на уроках истории и обществознания через использование технологии критического мышления» ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МАДЕЕВОЙ ТАТЬЯНЫ ЮРЬЕВНЫ МОУ «Чекрушанская СОШ»
Проблемы: 1. Обучающиеся обладают низкой культурой чтения. 2.«Обеднение» речи обучающихся. 3. Затруднения при работе с документами, таблицами.
Теоретическая основа опыта- публикации российских ученых, педагогов : С.Заир-Бек Г.Селевко А. В. Хуторского.
Цель опыта: формирование информационной компетентности обучающихся на уроках истории и обществознания через использование элементов технологии критического мышления.
Задачи: 1)формировать навыки работы с различными источниками информации, современными средствами коммуникации; 2)формировать культуру чтения; 3)формировать умения анализировать; 4)формировать умения критически оценивать новые знания; 5)стимулировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность.
Первая стадия – вызов. Приемы: «Лекция со «стопами». «Перепутанные логические цепи». «Корзина идей». «Кластер». «Мозговой штурм».
Вторая стадия технологии критического мышления - осмысление. Прием «Инсерт» «+» - уже знал, знакомо; «-» - думал иначе или не согласен; «!» - новое; «?» -не понял, есть вопросы.
Третья стадия технологии критического мышления – рефлексия. Прием «Синквейн» Первая строка - понятие, тема. Вторая строка - 2 прилагательных. Третья строка - 3 глагола. Четвертая строка - фраза, пословица. Пятая строка - вывод.
Труд Добросовестный, ответственный Развивает, облагораживает, создает Без труда, не вынешь и рыбку из пруда! Нужно трудиться! Конституция Справедливая, заботливая Защищает, закрепляет, гарантирует Его Величество закон! Конституция защищает каждого человека. Нил песчаный, Древний разливается, орошает, простирается Нил- дарит жизнь или Египет- дар Нила. Вывод: В Древнем Египте жизнь зависит от разлива Нила. Синквейн
Результативность. Сформированность информационных умений и навыков, мотивации к исследовательской деятельности.
Результативность: 1. Учащиеся активно участвуют в научно-практических конференциях (школьных, районных, областных). 2. Стабильно высокий уровень качества знаний учащихся.
Показатели успеваемости за последние 3 года Предмет 2007/2008 учебный год 2008/2009 учебный год 2009/20010 учебный год % успеваемость % качество % успеваемость % качество % успеваемость % качество История Обществознание
Результаты государственной аттестации обучающихся 9, 11 класса за 2 года Предмет 2008/2009 учебный год 2009/20010 учебный год 9 класс 11 класс 9 Класс Качество % 11 класс ЕГЭ (сред. балл) История 100 нет 5075 Обществознание 62 нет 10069
Направления дальнейшей работы : Продолжить работу по отслеживанию результативности программы и коррекции результатов. Создать банк данных проверочных и контрольных работ на электронных носителях для подготовки к ЕГЭ, ГИА. Создать банк данных творческих работ на электронных носителях.
Спасибо за внимание