Презентация диссертационного исследования на тему: « ДОВЕРИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ» Выполнила: Павловская Ольга Владимировна магистрант кафедры психология Белорусского Государственного Университета Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедры психологии Белорусского Государственного Университета Фурманов Игорь Александрович
Актуальность Практическая значимость темы взаимосвязи уровня доверия личности и его социально- психологической адаптации, рассмотренная в данной диссертационной работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей и руководителей различных учреждений. Тем более что иногда пренебрегается и недооценивается такой аспект, как эмоциональное состояние личности, ее адаптация и взаимодействие с семьей и коллективом.
Цель исследования: изучить феномен доверия как фактор социальной адаптации личности в юношеском возрасте.
Задачи: 1) изучить теоретические подходы к феномену доверия как фактору социальной адаптации; 2) изучить социальную адаптацию личности в юношеском возрасте; 3) выявить уровень доверия личности в юношеском возрасте; 4) изучить свойства личности с разным уровнем доверия; 5) установить взаимосвязь между доверием, личностными свойствами и социально- психологической адаптацией личности в юношеском возрасте.
Объект исследования: социальная адаптация личности. социальная адаптация личности Предмет исследования: доверие как фактор социальной адаптации личности.
Гипотеза исследования: предполагается, что успешно адаптированные лица в юношеском возрасте характеризуются положительным самоотношением в сочетании с определенным уровнем доверия.
Методы исследования: 1) изучение литературы по проблеме доверия и социально-психологической адаптации личности; 2) тестирование с помощью методик: методика "Личностный Дифференциал" (Бехтерева), методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р.Даймонда и экспресс- диагностика доверия (по шкале Розенберга); 3) качественный анализ полученных результатов; 4) методы математической статистики (использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Перейти к методологии
Выборка: представлена студентами первых курсов Белорусского национального технического университета. Общая репрезентативная выборка составила 70 человек, в которую вошли 3 группы первого курса.
Методология методологической основой нашего исследования послужило положение таких исследователей, как Э.Эриксон, К.А.Абульханова-Славская, Б.Ф.Поршнев, К.Роджерс, А.Бандура, Т.Ямагиши, Н.А.Бердяев, М.Мамардашвили, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, согласно которым доверие выступало в качестве составляющего других явлений: доверие к миру, к другому, к себе. Трактовалось как система установок или как целостное взаимодействие с миром, и было самостоятельным предметом лишь в некоторых философских исследованиях. Также в исследовании мы использовали подходы к проблеме адаптации, обозначенные Э. Штейном, В.Волиной, Б.Л. Ереминой, М. Вебером, Э. Дюргеймом, Д. Бери, Р. Уолдингером, где отмечается, что адаптация – это процесс познания доктрин, принятых в обществе. Рассматривается адаптация личности, ее подвиды, этапы процесса адаптации, а также огромный вклад авторов в понимание процессов интеграции и адаптации. Перейти к выборке
Количественное и процентное соотношение уровней доверия у лиц юношеского возраста. Уровни доверия Количество человек Показатель в % Низкий показатель доверия 38 54,3% Средний показатель доверия 26 37,1% Высокий показатель доверия 6 8,6%
Процентный показатель факторов личностного дифференциала.
Количественное и процентное соотношение уровней факторов личностного дифференциала у лиц юношеского возраста. Факторы дифференциала Уровни факторов Количество человек Показатель в % Оценка - Низкий 60 85,7% - Средний 7 10% - Высокий 3 4,3% Сила - Низкий 54 77,2% - Средний 11 15,7% - Высокий 5 7,1% Активность - Низкий 66 94,3% - Средний 3 4,3% - Высокий 1 1,4%
Количественные показатели уровней адаптации лиц юношеского возраста.
Корреляционные связи на уровне значимости между доверием личности в юношеском возрасте и ее личностными характеристиками. Доверие Оценка АктивностьСила
Корреляционные связи на уровне значимости между доверием личности и социально- психологической адаптацией. Красной стрелкой показаны отрицательные корреляционные связи, а Зеленой - положительные корреляционные связи. Доверие Дезадаптивность АдаптивностьВедомость Приятие себя Приятие других Эмоциональный комфорт Неприятие других Неприятие себя Доминирование
Корреляционные связи на уровне значимости между личностной характеристикой оценкой и социально-психологической адаптацией личности. Оценка Адаптивность Дезадап-тивность Неприятие себя Неприятие других Эмоциональный комфорт Приятие других Приятие себя Ведомость Доми нирование
Корреляционные связи на уровне значимости между личностной характеристикой силой и социально-психологической адаптацией личности. Сила Адаптивность Дезадаптивность Неприятие себя Неприятие других Ведомость Приятие других Приятие себя Эмоциональный комфорт Доми нирование
Корреляционные связи на уровне значимости между личностной характеристикой активностью и социально-психологической адаптацией. Активность Адап-тивность Дезадаптивность Неприятие себя Неприятие других Ведо-мость Приятие других Прият ие себя Эмоциональный комфорт Доми- Ниро-вание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение социальной адаптации личности в юношеском возрасте показало, что у большинства студентов низкая социально-психологическая адаптация и высокие дезадаптивные показатели.дезадаптивные показатели. Выявление уровня доверия личности в юношеском возрасте позволяет придти к заключению, что преобладает среди студентов низкий уровень доверия и почти отсутствует высокий показатель доверия личности.высокий показатель доверия личности. Изучение свойств личности с разным уровнем доверия показало, что у людей с низким уровнем доверия проявляется негативное отношение к себе и окружающим. И чем выше уровень доверия у личности, тем лучше его самоотношение и отношение к другим. Установление взаимосвязи между доверием, личностными свойствами и социально-психологической адаптацией личности в юношеском возрасте позволяет утверждать, что студенты с высоким уровнем доверия характеризуются высокой адаптацией в обществе и положительным самоотношением. А людям с низким уровнем доверия характерен высокий уровень дезадаптации и негативное самоотношение. Следовательно, можно придти к заключению, что задачи, поставленные в исследовании, выполнены, гипотеза подтвердилась.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!