Басни И.А.Крылова
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. М. Исаковский
Русская басня Жанр басни полюбили русские поэты. Первые басни писал ещё в XVII веке Симеон Полоцкий. В 1-й половине XVIII века басни писали А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский. Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII началу XIX веков и связано с именами И. И. Дмитриева, А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова. Василий Кириллович Тредиаковский Александр Петрович Сумароков Иван Иванович Дмитриев
В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.
Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги.
Памятник Крылову В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками Карлом Брюлловым и Александром Агиным. Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
Что же такое басня? Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось соловью на шум их прилететь. Из каких басен строки?
К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,- цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он её ещё и гонит.
«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.» - «Соседушка, я сыт по горло. – «Нужды нет, Ещё тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»
«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право сказки! Какие пёрушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоту такой и петь ты мастерица, - Ведь ты б у нас была царь-птица!»
«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и с илом? За дерзость такова я голову с тебя сорву».
Хоть видит око, Да зуб неймёт.
Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, - Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти жёлуди на мне растут!»
«Смотри-ка, говорит,- кум милый мой! Что там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на неё хоть чуть была похожа».
«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он Кукушку. Из какой басни мораль?
Кто виноват из них, кто прав,- Судить не нам; Да только воз и ныне там.
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.
А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить.
Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!
Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Эх, эх!- ей Моська отвечает,- Вот то-то мне и духу придаёт, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона!»
«Послушай-ка, сосед,- Тут ловчий перервал в ответ,- Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой.» И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
«Чтоб музыкантом быть, Так надобно уменье И уши ваших понежней,- Им отвечает Соловей, - А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
И.А.Крылов возвёл русскую басню в оригинально-классическое достоинство. В каждом его стихе виден русский здравый ум. Его каждая басня – сатира, тем сильнейшая, чем она коротка и рассказана с видом простодушия. А Бестужев.