August 31, 2012www.ExigenServices.com Внедрение практик юзабилити в процесс разработки ПО в соответствии с СMMI Юлия Крючкова, Дмитрий Павлов
2 Введение Терминология
3 Терминология. Юзабилити Юзабилити (usability) 1.удобство, легкость в использовании какого-либо продукта; 2.набор методов, позволяющих этого добиться.
4 «Валидация (validation) набор методов, позволяющих убедиться, что продукт сможет выполнять свое назначение, будучи помещенным в предназначенную для него среду». CMMI for Development v. 1.2, p. 483 Терминология. Валидация
5 Место валидации в модели CMMI
6 «Если тестирование (verification) показывает, что продукт сделан правильно, то валидация что сделан правильный продукт». CMMI for Development v. 1.2, p. 483 Валидация и тестирование Кувшин с обложки книги Доналда Нормана «Дизайн обычных вещей»
7 ВалидацияЮзабилити Обсуждение с пользователями, возможно в форме формального обзора Обсуждение с пользователями и другими заинтересованными лицами Методы валидации и юзабилити (1)
8 ВалидацияЮзабилити Демонстрация прототипа Прототипирование Методы валидации и юзабилити (2)
9 ВалидацияЮзабилити Тестирование продукта и его компонентов пользователями и другими заинтересованными лицами Юзабилити-тестирование (тестирование продукта и его компонентов пользователями) Методы валидации и юзабилити (3)
10 ВалидацияЮзабилити Анализ продукта и его компонентов (симуляция, моделирование; изучение пользователей) Анализ продукта, моделирование поведения пользователя при взаимодействии с системой Методы валидации и юзабилити (4)
11 Применение методов юзабилити и валидации на наших проектах это…
12 На практике – это... (1) 1.Сокращение затрат на переделки Сбор требованийРазработкаВнедрение -$-$ -$-$ -$-$ стоимость изменений «63% программных проектов превышает запланированный бюджет, и первые четыре причины непредвиденные проблемы в юзабилити продукта…» Sun Microsystems
13 На практике – это... (2) 2.Сокращение времени, которое разработчики тратят на эксперименты в области проектирования интерфейсов и дизайна
14 На практике – это... (3) 3.Возможность создавать продукты, которые нужны, в отличие от продуктов, которые просто выполняют набор функций
15 На практике – это... (4) 4.Возможность продвинуться на пути соответствия 3-му уроню зрелости CMMI, и выше
16 Проблема Методы юзабилити и валидации не включены в стандартный процесс разработки в большинстве компаний
17 Решение Включить методы юзабилити и валидации в процесс разработки в вашей компании
18 Ступени реализации 1.Обсудить изменения с заинтересованными лицами: –группой контроля качества SQA Group; –командой дизайнеров/проектировщиков UXD, UI Team; –руководителями проектов; –руководством компании. 2.Создать и дополнить документацию по процессам. 3.Рассказать об изменениях в процессе его участникам. 4.Следовать предложенному процессу и совершенствовать его.
19 Внедрение в стандартный процесс разработки Инициация проекта Анализ требований Архитектура Дизайн РеализацияТестированиеПоддержка Используются выбранные специалистом методы, например: Юзабилити-специалист участвует в начальных стадиях проекта: предлагает подходящие методы, делает оценку (эстимейт). Анализ целевой аудитории Построение информационной архитектуры Визуальный дизайн Прототипирование Юзабилити тестирование Экспертная оценка Трудозатраты: от 0,5 чел.-дн.
20 Включение методов юзабилити / валидациях на разных фазах проекта (1) Фазы проектаРоль специалиста по юзабилити / валидацииРезультат на выходеУсилия, чел.-дн. ИнициацияВыбрать методы юзабилити для проекта, произвести оценку. Проанализировать риски в случае отказа от выбранных методов. Оценка юзабилити составляющей разработки, описание рисков в случае отказа от валидации. от 0,5 Анализ требованийУчаствовать в анализе требований. При отсутствии требований по юзабилити / валидации, собрать их, определить метрики. Утвердить с заинтересованными лицами. Требования по юзабилити (с метриками). от 0,5 АрхитектураСоздать и/или валидировать информационную архитектуру с пользователями и другими заинтересованными лицами. Информационная архитектура, соответствующая модели пользователя (а не разработчиков) от 2
21 Включение методов юзабилити / валидациях на разных фазах проекта (2) Фазы проектаРоль специалиста по юзабилити / валидацииРезультат на выходеУсилия, чел.-дн. ДизайнСоздать и/или валидировать модель взаимодействия (прототип) с заказчиком, пользователями (юзабилити тестирование), или как минимум со специалистом пользовательского взаимодействия (user experience specialist). Прототип. Отчет об экспертной оценке или о юзабилити тестировании. от 5 РеализацияОсуществлять контроль разработки интерфейса в форме регулярных обзоров, консультаций. Юзабилити-баги и рекомендации по исправлению занесены в систему отслеживания ошибок [6]. от 1
22 Включение методов юзабилити / валидациях на разных фазах проекта (3) Фазы проектаРоль специалиста по юзабилити / валидацииРезультат на выходеУсилия, чел.-дн. Системное тестирование Провести проверку интерфейсаЮзабилити-баги и рекомендации по исправлению занесены в систему отслеживания ошибок. от 0,5 Финальное тестирование Провести финальную проверку интерфейса. Убедиться, что все баги исправлены. Утверждениеот 0,5 ПоддержкаОбеспечить обратную связь от заказчика и пользователей, собрать статистику. Предлагать пути улучшения продукта и процесса. Отчет о собранной информации. Предложения. от 2
23 Наглядное объяснение сути изменений
24 Выводы Введение методов юзабилити/валидации в процесс разработки: 1.Не требует значительных вложений. 2.Позволяет создавать продукты, лучше соответствующие потребностям пользователя и бизнеса. 3.Позволяет компании-разработчику сделать еще один шаг к соответствию 3 уровню зрелости CMMI.
25 Выводы
26 Вопросы
27 Спасибо! Контакты Юлия Крючкова: Дмитрий Павлов: Exigen Services