КАК РАЗРАБОТАТЬ ТВОРЧЕСКИЙ УРОК © Зайцева Л.И.
Планирование творческого урока включает в себя следующие этапы: 1. Планирование серии занятий по одной теме (разделу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам.
2. 2. Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя. Припоминаются особенности учеников того класса, в котором будет проводиться урок. Вспоминаются наиболее удачные элементы предыдущих уроков. Вживаясь в состояние учеников, учитель чувственно и мысленно ощущает их действия в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения.
3. Учитель вырабатывает собственное личностное отношение к проблематике темы. Знакомится с учебниками, пособиями, книгами и иными материалами по теме урока. Отыскиваются проблемы, которые интересны самому учителю. Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения специалистов (ученых) на изучаемую проблему.
4. Определяется смысл урока, соответствие этого смысла с главными целями по изучаемому курсу.
5. Разрабатывается идея урока, которая обуславливается выбранным типом урока, а также предполагаемым творческим результатом. Формулируется одно или несколько открытых заданий для учащихся, которые не имеют однозначного варианта их выполнения и позволяют каждому ученику реализовать свою индивидуальность.
6. Отбираются материал, средства, методы и формы деятельности, которые обеспечат «рождение» учениками своего содержания обучения. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой те будут действовать.
7. Соотнесение возможных творческих результатов учеников с образовательными стандартами. К планируемым творческим продуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические аналоги.
8. Уточнение и письменное формулирование целей урока различного ранга по отношению к разным субъектам обучения. 9. Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока.
10. Написание конспекта или плана урока. Воплощение подготовительной работы в письменном виде.
Ключевые проблемы Во время проектирования урока учитываются: Образовательная программа Уровень подготовки детей Наличие методического инструментария Специфика имеющихся условий Тип урока Формы и методы, которые помогут ученикам создать необходимый образовательный продукт и достичь главных целей.
Главная проблема: Соотнести при планировании урока цели учебного предмета, цели учителя и предполагаемые цели учеников.