Элементы музейной педагогики в обучении неорганической химии
Элементы музейной педагогики… Геолого-минералогический музей Адыгейского государственного университета
Элементы музейной педагогики… Этапы организации деятельности учащихся: 1. формирование рабочих групп: «экскурсоводы» «экскурсоводы» «журналисты» «журналисты»
Элементы музейной педагогики… Этапы организации деятельности учащихся: 2. Распределение заданий между рабочими группами «экскурсоводов»
Один из вариантов задания второго этапа: Соберите максимальное количество информации, связанной с элементом периодической системы МЕДЬ по следующим разделам: 1. Краткая характеристика элемента по периодической системе. 2. Распространение элемента в земной природе. 3. Основные минералы, содержащие МЕДЬ: их названия, характеристика состава, происхождение окраски, кристаллические формы, геологические условия образования, основные месторождения. 4. Способы получения МЕДИ из рудных материалов: химизм процессов, описание существа технологий, конструкции аппаратов (с рисунками). 5. Круговорот элемента в природе (нет). 6. Применение МЕДИ и ее соединений. 7. Любые интересные сведения, относящиеся к меди и ее соединениям. Темы других заданий: «Кальций», «Кремний», «Углерод», «Сера», «Фосфор»
Элементы музейной педагогики… Этапы организации деятельности учащихся: 3. Поиск и сбор «сырой» информации рабочими группами «экскурсоводов». Источники: Интернет, научно-популярная литература Источники: Интернет, научно-популярная литература
Элементы музейной педагогики… Этапы организации деятельности учащихся: 4. Работа с текстом: декодирование текста декодирование текста «фильтрация» информации «фильтрация» информации упрощение упрощение редактирование редактирование
Образец «сырого» текста: «Некоторые минералы меди получились из окисных руд. Под действием влаги и двуокиси углерода происходила гидратация окиси меди и образование основных карбонатов» (Ф. Попова «От лития к цезию», М., Просвещение) Тот же текст после переработки: « В природе медь может встречаться в виде оксида меди (II). Оксид, взаимодействуя с водой и углекислым газом, может образовать гидроксокарбонат меди (II): CuO + H 2 O + CO 2 = Cu 2 (OH) 2 CO 3 »
Элементы музейной педагогики… Этапы организации деятельности учащихся: 5. Доработка текста с учетом замечаний учителя. Контроль
Элементы музейной педагогики… Этапы организации деятельности учащихся: 6. Отбор материала для текста экскурсии. (Резкое сокращение объема и упрощение информации) Контроль
Элементы музейной педагогики… Этапы организации деятельности учащихся: 7. Подготовка к выходу в минералогический музей. Формулирование заданий рабочим группам: «Экскурсоводы»: текст экскурсии, наглядные материалы (рисунки, схемы, диаграммы) «Экскурсоводы»: текст экскурсии, наглядные материалы (рисунки, схемы, диаграммы) «Журналисты»: иметь при себе ручки, бумагу, фотоаппараты «Журналисты»: иметь при себе ручки, бумагу, фотоаппараты Этапы организации деятельности учащихся: 7. Подготовка к выходу в минералогический музей. Формулирование заданий рабочим группам: «Экскурсоводы»: текст экскурсии, наглядные материалы (рисунки, схемы, диаграммы) «Экскурсоводы»: текст экскурсии, наглядные материалы (рисунки, схемы, диаграммы) «Журналисты»: иметь при себе ручки, бумагу, фотоаппараты «Журналисты»: иметь при себе ручки, бумагу, фотоаппараты
Элементы музейной педагогики… Организация взаимодействия «экскурсоводов» и журналистов»: Экскурсоводы Журналисты Максимальная доступность, занимательность Максимальное внимание, уточняющие вопросы Продукт: экскурсия Продукт: очерк, фотоматериалы
Элементы музейной педагогики… Этапы организации деятельности учащихся: 8. Этапы работы на музейной площадке: Экскурсия; Экскурсия;Контроль Дополнительные практико-ориентированные задания «экскурсоводам» Дополнительные практико-ориентированные задания «экскурсоводам»Контроль
Один из вариантов практико-ориентированных заданий: Сера 1. Найдите на витринах минерал халькопирит. Он внешне так похож на золото, что их часто путают. А что может помешать его использовать вместо золота, если он также красив и к тому же дешевле. 2. Рассмотрите образцы серы на витрине. Вроде это твердое вещество. Но плавится оно уже при 1130С. То есть сера очень легкоплавкая. Как это объяснить? 3. Минерал пирит (найдите его на витринах) внешне тоже очень напоминает металл. Предложите простейший практический способ его разоблачения. То есть, что это не металл, а камень. 4. Над промышленными районами крупных городов иногда идут «кислотные дожди». В дождевой влаге содержится некоторое количество сернистой, а иногда и серной кислоты. Как это может происходить? 5. Сероводород (H 2 S) по формуле очень похож на воду (H 2 O). Да и сама сера – аналог кислорода в периодической системе. Почему же сероводород – это газ, а вода – жидкость? 6. Согласно устоявшейся традиции черти в аду варят грешников в котлах с кипящей серой. Почему именно с серой? И как велика температура в котлах? 7. Существуют серные мази, серные пластыри, серные бани. Что-нибудь знаете об этом? Зачем там сера? 8. Представьте себя первобытным человеком. Вы наши на земле кристаллы самородной серы (найдите их на витринах). Что бы Вы стали с ними делать?
Один из вариантов практико-ориентированных заданий: Кремний Как известно кремний – неметалл. Какой вид связи и тип кристаллической решетки должно иметь основное природное соединение кремния – оксид кремния (IV)? А теперь сравните свои выводы с внешним видом горного хрусталя (найдите его на витрине). А ведь горный хрусталь – это практически чистый оксид кремния. Как объяснить это явление? Найдите на витрине диоптаз. Его формула - CuSiO 3. Как объяснить то, что он твердый и довольно тугоплавкий? Сравните образцы стекла и кварца. В основе и того и другого лежит оксид кремния (IV). Но из стекла легко изготавливать изделия (оно легко размягчается и формуется), а из кварца – трудно (он тугоплавкий и трудно поддается формовке. Почему? Предложите, как простейшим способом отличить стекло от прозрачного кварца - горного хрусталя (найдите его на витрине). Простое вещество кремний, хотя и неметалл, но обладает некоторыми свойствами металлов. Например, является полупроводником, то есть способно проводить ток, что для неметаллов не характерно. Именно поэтому кремний стал основой полупроводниковой промышленности и современной электроники. Объясните, откуда у кремния проводимость (подсказка – в периодической системе). Итак, кремний очень важен для электроники. Разработайте метод его синтеза (то есть способ получения) из кварца, используя только природные вещества (те, что есть на витринах музея). Напишите цепочку превращений и уравнения реакций, объясните их осуществимость. Если бы Вы были первобытным человеком, то для каких целей Вы бы приспособили встречаемые в природе минералы на основе кремния? Объясните свои предложения уже как современный человек (то есть, как они объясняются строением и свойствами минералов).