Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроке иностранного языка в рамках ФГОС Заварза Л.Г. Учитель английского языка МБОУ «Эколого-биологический лицей 35» 1
Слой человека в нас чуть - чуть Наслоен зыбко и тревожно ; Легко в скотину нас вернуть, Поднять обратно очень сложно. Омар Хайям 2
Кризис патриотизма За последние 20 лет обесценились такие понятия как «долг», «совесть», «нравственность» и «патриотизм» Более 70% молодых людей не желают служить в армии 3
«Процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющий инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно- нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него». Стратегия модернизации содержания российского образования 4
5
6 Действующий Новый Обучение Цель: ЗУНы Содержание: ЗУНы Образование Цель: воссоздание, образование нового человека. Содержание: культура, развивающее обучение + воспитание
7 Цель: развитие индивидуальности учащихся в диалоге культур. Обучение ИЯ - Иноязычное образование Иностранная Иноязычная культура - культура Иноязычная культура как содержание иноязычного образования и средство развития индивидуальности
8 Иноязычная культура - часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (социокультурном), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном (социальном) аспектах. Е.И.Пассов
Условие 1. Необходимо знать определенную систему фактов иностранной культуры. Знать культуру – значит иметь опыт: 1. восприятия фактов культуры; 2. осознания их места в культуре; 3. сопоставления с фактами родной культуры; 4. анализа их ценности; 5. включения их в систему своих знаний; 6. действования соответственно новым знаниям. 9
Условие 2 Надо иметь опыт отношения к фактам культуры, как-то пережить их. Факт чужой культуры: а) может вызвать неприятие; 6) может насторожить; в) его можно воспринять нейтрально; г) можно воспринять терпимо; д) можно принять к сведению; е) он может вызвать любопытство; ж) может вызвать интерес; з) может вызвать восхищение (восторг). 10
Условие 3. Надо уметь быть готовым: а) видеть в чужом не только то, что нас отличает, а то, что нас объединяет; б) смотреть на события, людей, поступки и т.п. не со своей точки зрения, а с позиции чужой культуры; в) менять оценки (самооценки) в результате постижения чужой культуры, отказываться от стереотипов; г) интерпретировать чужие ценности; 11
д) смотреть на известное по-новому, видеть в известном что-либо новое; е) сопереживать представителям другой культуры, понимать их чувства; ж) радоваться новым познаниям в чужой культуре; з) использовать познания чужой культуры для более глубокого познания своей; и) видеть этимологическую связь между фактом культуры и словом, обозначающим его. 12
1. восприятие фактов культуры; 2. осознание их места в культуре; 3. сопоставление с фактами родной культуры; 4. анализ их ценности; 5. включение их в систему своих знаний; 6. действование соответственно новым знаниям. 13
любовь к своей малой родине (своему родному дому, селу, городу, краю), народу, России; чувство патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры; уважительное отношение к своей стране, гордость за её достижения и успехи; стремление достойно представлять родную культуру; 14
15
16
Воспитательный аспект – воспитание любви к своей Родине, чувства гордости за её достижения и успехи, чувства патриотизма, стремления достойно представлять родную культуру 17
Учащиеся знакомятся с мнениями сверстников из Англии, России и Америки о своих странах, о том, что им нравится и не нравится в их странах, с понятиями и реалиями (a bagpipe, a kilt), с известными людьми. 18 Стадии: Восприятие факта культуры как ценности
Учащиеся пытаются понять точки зрения своих сверстников, найти аргументы в пользу того или иного суждения 19 Стадии: Осознание факта культуры как ценности в системе своих ценностей
Учащиеся пытаются понять точки зрения своих сверстников, найти аргументы в пользу того или иного суждения 20 Стадии: Осознание факта культуры как ценности в системе своих ценностей
Учащиеся сопоставляют мнения сверстников с собственным мнением, выражают свое мнение по поводу данных высказываний 21
Учащиеся сопоставляют мнения сверстников с собственным мнением, выражают свое мнение по поводу данных высказываний 22 Tick the opinions you share.
Учащиеся анализируют высказывания сверстников, делают вывод о том, почему их сверстники считают свои страны великими, задумываются о том, что значит быть патриотом своей страны, осознают значение данного понятия и делают вывод о том, являются ли их сверстниками патриотами своих стран 23
Учащиеся анализируют высказывания сверстников, делают вывод о том, почему их сверстники считают свои страны великими, задумываются о том, что значит быть патриотом своей страны, осознают значение данного понятия и делают вывод о том, являются ли их сверстниками патриотами своих стран 24
Учащиеся высказывают собственное мнение о родной стране, о том, что их привлекает в своей стране, какие они хотели бы видеть изменения и приходят к выводу о том, что, без сомнения, они гордятся своей страной 25
Учащиеся высказывают собственное мнение о родной стране, о том, что их привлекает в своей стране, какие они хотели бы видеть изменения и приходят к выводу о том, что, без сомнения, они гордятся своей страной 26
На основе полученной информации из предыдущих заданий учащиеся защищают проекты, представляя родную страну, закрепляя ценностное отношение к родной стране, чувство патриотизма 27
Факты культуры становятся для учащегося ценностью, ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения. Важную роль играет учитель, который как интерпретатор культуры несет в себе содержание образования, и именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса. Триада «материалы – технология - учитель» составляет залог успешной реализации воспитательного аспекта. 28
29