Проектирование образовательной программы летнего лагеря с учётом современных требований Бобкова Юлия Анатольевна, к.п.н., директор Центра дополнительного образования, искусства и физической культуры ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области»
Образовательная программа Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Структура образовательной программы лагеря В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно со статьей 2 Федерального закона 273 «Об образовании в Российской Федерации», структура образовательной программы лагеря может выглядеть следующим образом: Титульный лист Информационная карта программы Пояснительная записка Планируемые результаты Содержание программы Организационно – педагогические условия реализации программы Система контроля и оценивания результатов Список литературы и интернет-ресурсов Приложения В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно со статьей 2 Федерального закона 273 «Об образовании в Российской Федерации», структура образовательной программы лагеря может выглядеть следующим образом: Титульный лист Информационная карта программы Пояснительная записка Планируемые результаты Содержание программы Организационно – педагогические условия реализации программы Система контроля и оценивания результатов Список литературы и интернет-ресурсов Приложения
Информационная карта программы Полное название программы ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности Контактный телефон, электронный адрес Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России 1008 от 29 августа 2013 г.) Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть (дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.) Краткая аннотация содержания программы Обоснование актуальности программы Предполагаемый социальный эффект программы Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы) Кадровое обеспечение программы: - перечень специалистов реализующих программу (ФИО, должность и квалификация); - описание системы подготовки педагогического отряда, специалистов дополнительного образования Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного) Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылку)
Пояснительная записка Актуальность программы для общества, для государства, для детского лагеря, для ребёнка, для родителей Новизна программы отличия созданной программы от реализованных ранее Понятийный аппарат программы базовые ключевые понятия Краткая характеристика участников программы возраст, контингент и количество детей Цель программы Задачи программы 1. алгоритм действий по достижению цели 2. смысловые направления Концептуальные основы. Педагогическая идея программы основные идеи, принципы и подходы к организации образовательного, воспитательного процесса Особенности организации образовательного процесса по данной программе
Планируемые результаты через описание компетенций и компетентностей; через описание образовательных результатов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами НОО и ООО (предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты). через описание компетенций и компетентностей; через описание образовательных результатов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами НОО и ООО (предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты). Три уровня воспитательных результатов: первый уровень результатов – приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (общественные нормы, устройство общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.); второй уровень результатов – формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия. Три уровня воспитательных результатов: первый уровень результатов – приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (общественные нормы, устройство общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.); второй уровень результатов – формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия.
Содержание программы Вариативное поле программы: В соответствии с основными направленностями дополнительного образования можно выделить следующие блоки: технический, естественнонаучный, физкультурно-спортивный, художественный, туристско-краеведческий, социально-педагогический. В соответствии с внеурочной деятельностью по ФГОС можно выделить следующие блоки: спортивно-оздоровительный, духовно- нравственный, социальный, общеинтеллектуальный, общекультурный. В соответствии с Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях можно выделит следующие блоки: гражданско-патриотический; духовно-нравственный; трудовой; интеллектуальный, здоровьесберегающий, социокультурный и медиа культурный, эстетический, правовой, блок безопасности, коммуникативный, экологический. В соответствии с основными компонентами смены: оздоровительный, образовательный, развивающий, культурно-досуговый, трудовой. В соответствии с основными направленностями дополнительного образования можно выделить следующие блоки: технический, естественнонаучный, физкультурно-спортивный, художественный, туристско-краеведческий, социально-педагогический. В соответствии с внеурочной деятельностью по ФГОС можно выделить следующие блоки: спортивно-оздоровительный, духовно- нравственный, социальный, общеинтеллектуальный, общекультурный. В соответствии с Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях можно выделит следующие блоки: гражданско-патриотический; духовно-нравственный; трудовой; интеллектуальный, здоровьесберегающий, социокультурный и медиа культурный, эстетический, правовой, блок безопасности, коммуникативный, экологический. В соответствии с основными компонентами смены: оздоровительный, образовательный, развивающий, культурно-досуговый, трудовой.
Содержание блока Цель: Задачи: Формы организации деятельности Реализация региональных, муниципальных проектов и курсов Мероприятия Краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы, объединения дополнительного образования Планируемый результат
Организационно – педагогические условия реализации программы Организационные, кадровые, методические, информационные, технологические, материально-технические и др. Организационные, кадровые, методические, информационные, технологические, материально-технические и др. Механизмы реализации программы
Система контроля и оценивания результатов механизм оценки эффективности реализации программы; методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные); наличие методик, направленных на изучение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учет, стимулирование применения; наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы) механизм оценки эффективности реализации программы; методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные); наличие методик, направленных на изучение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учет, стимулирование применения; наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы)
Приложения план-сетка работы лагеря на смену; режим работы лагеря; Можно приложить: планы работы отрядов (детских объединений), методические рекомендации, сценарии мероприятий, краткосрочные общеразвивающие программы, тематику проектов, тематику экскурсий, программы индивидуальных образовательных маршрутов, мониторинг образовательных результатов, оценочные материалы, диагностические карты и др.). план-сетка работы лагеря на смену; режим работы лагеря; Можно приложить: планы работы отрядов (детских объединений), методические рекомендации, сценарии мероприятий, краткосрочные общеразвивающие программы, тематику проектов, тематику экскурсий, программы индивидуальных образовательных маршрутов, мониторинг образовательных результатов, оценочные материалы, диагностические карты и др.).
Методические материалы 1. Стандарт безопасности отдыха и оздоровления детей в летних лагерях Пензенской области Методические рекомендации «Порядок открытия и организации работы лагерей с дневным пребыванием на базе общеобразовательных учреждений в Пензенской области» 3. Методические рекомендации об организации деятельности лагерей с дневным пребыванием детей и подростков Пензенской области 4. Методические рекомендации об организации деятельности и организации работы детских лагерей палаточного типа 5. Методические рекомендации по разработке образовательной программы детских летних лагерей 6. Примерное Положение о детском лагере труда и отдыха Пензенской области 7. Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях 1. Стандарт безопасности отдыха и оздоровления детей в летних лагерях Пензенской области Методические рекомендации «Порядок открытия и организации работы лагерей с дневным пребыванием на базе общеобразовательных учреждений в Пензенской области» 3. Методические рекомендации об организации деятельности лагерей с дневным пребыванием детей и подростков Пензенской области 4. Методические рекомендации об организации деятельности и организации работы детских лагерей палаточного типа 5. Методические рекомендации по разработке образовательной программы детских летних лагерей 6. Примерное Положение о детском лагере труда и отдыха Пензенской области 7. Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях