Педагогика САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии Тема 4. Образование сегодня Преподаватель: к.пс.н., И.В. Брагина 2010
1. Компетентностный подход в образовании Компетентность обнаруживается только в реальном действии. Компетентность включает когнитивные и некогнитивные компоненты. Компетентности приобретаются и развиваются пожизненно. Ключевые компетентности существенны для успеха в самых разных сферах жизни любого человека и общества. Компетентный человек не зависит от множества ожиданий и претензий своего окружения, способен контролировать свои действия на основе собственных чувств, мыслей и ценностей, действовать самостоятельно, а не являться орудием чьих-то действий, быть автором собственной жизни, а не играть роль в чужом сценарии.
Нидерланды Стратегическая компетенция Предметная компетенция Методическая компетенция Социально-коммуникативная Нормативно-культурная компетенция Учебная компетентность
Великобритания общение, вычислительная грамотность, информационная грамотность. умение работать с другими; умение учиться и совершенствоваться; умение решать задачи.
Образовательные стратегии: модульное обучение; обучение case-study; проектное обучение.
2. Системно-деятельностный подход Это подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
Системный подход: Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов. Деятельностный подход: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
8 Требования к результатам образования Знаниевый компонент Историко-географический образ России Социально-политическое устройство Знания о своей этнической и региональной принадлежности Культурное и научное наследие России Мировое культурное и научное наследие Ориентация в системе морально- нравственных норм и ценностей Основы здорового и безопасного образа жизни
9 Ценностно-мотивационный компонент Принятие этнической идентичности Любовь к Родине Толерантность, готовность к диалогу с представителями разных культур Уважение ценности семьи, здоровья, труда, окружающей среды Сформированность морально- нравственной позиции личности
10 Поведенческий компонент Участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций Выполнение норм и требований школьной жизни Умение вести диалог, разрешать конфликты Следование моральным и нравственным нормам Участие в общественной жизни Умение строить жизненные планы
3. Болонский процесс Общая информация Преимущества Недостатки