Символ жизненных начал Образ всадника-воина в древнерусском и народном искусстве
Образ конного воина особенно любим славянами! Имеет он древнюю историю в культуре разных народов. Однако именно на Руси получает свое неповторимое воплощение и глубокий смысл жизненных начал.
В чем заключена сила этого образа, сохранившего свое значение до наших дней? Где лежат его истоки? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять, с чем связан этот образ и тем более развитие его духовного содержания. Дорогой славянам, особенно близкий душе народа, он проходит через всю русскую историю
«То это всесильный заклинатель, который одним своим словом в состоянии покорить свирепое чудовище, то стойкий проповедник, то смелый воин, то бесстрашный искатель приключений, то гордый триумфатор, то заступник и защитник людей» М.В. Алпатов
«…друг землепашцев, хранитель тепла», «стойкий мученик, храбрый воин» В.Н. Лазарев
Заступник перед Спасом за московских князей Конный воин святой Георгий стал эмблемой великокняжеского герба. В древнерусском искусстве он достиг высочайших художественных откровений.
Условно выделяем три иконографических типа изображения конного воина святого Георгия Образ всадника, связанного с житием святого Георгия Чудо Георгия, Освобождающего царевну от чудовища Образ Георгия-змееборца
Каждый иконографический тип несет древние пласты в содержании.
Святой Георгий в житии Место древа занимает схематически связанное с ним изображение башни и ниже женской фигуры – царевны. Вертикальным расположением этих изображений создается ось композиции. которая смещена к краю плоскости, как бы продолжается за ее пределами. Следы устойчивой в веках композиции сохраняет вздыбленный, как бы зависший в пространстве конь святого Георгия.
Фигура царевны заключена в сегмент, символизирующий земное бытие с совершившимся чудом, в то время как творец его, белый всадник, помещен в красное поле. Основной цвет иконы воплощает энергию жизни, связываемую в народных представлениях с небесным светом и земной влагой. Пещера, из которой выходит дракон, - черного цвета, обозначает преисподнюю, царство подземное – источник влаги.
Семантикой пространства, изображенного в иконе символически, цветными сегментами, определяются содержательные связи между мотивами; так выражено древнее представление о трехслойности мира – небо, земля, подземное царство.
Образ Георгия змееборца. Символика, связанная с изображением змея, далеко не однозначна. Мифологические корни мотива ведут к древу жизни, у основания которого покоится змей. В системе христианской символики меч имеет значение – духовное. Функция змееборства, заступничества выходит на передний план и приобретает новые грани смысла.
Чудо Георгия о зиме. Обычная формула изображения воина, вонзающего копье в пасть змея, решается в круговом пространстве: диагональ летящего копья выносится вперед, создается ощущение большого пространства и времени в вечном измерении жизни. Гибкая фигура воина, откинувшегося назад и пронзающего чудовище, как бы описывает круг.
Световая символика, пронизывающая композицию, подчеркнутая изображением солнца на щите воина, выражает космизм образа. Огненно-красный цвет плаща вокруг головы воина символизирует жизнь, это знак подвига. Красный цвет являлся наивысшим эстетическим критерием в искусстве Древней Руси. Белый цвет коня символизирует духовную чистоту, свет духовный.
«Егорий Храбрый одевается в сбрую ратную, берет копье вострое булатное, снимает с коня богатырского двенадцать железных цепей, садится верхом и едет в путь-дорогу трудную». Егорий – любимый народный герой, он наделен чертами солнечной силы. «По колена ноги в чистом серебре, по локоть руки в красном золоте, голова его вся жемчужная. Во лбу-то солнце, в тылу- то месяц, по косицам звезды перехожие», - говорится о Егории в песне.
Богоматерь – устроительница града, земли, общечеловеческого миропорядка – своим заступничеством перед Богом наполняет воинский подвиг вселенским смыслом. Здесь во всей глубине предстает христианская идея мира как связанного единства, за которое совершает свой ратный подвиг святой Георгий Победоносец.