Устройство парусного судна Часть 3. Такелаж © 2011 г. Отряд «Флагман»
Такелаж общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для удержания рангоутных частей в надлежащем положении, бегучий для постановки, уборки парусов, управления ими, изменения направления отдельных частей рангоута.
1. ватер-штаги22. ватер-бакштаги 2. мартин-штаг23. утлегарь-бакштаги 3. мартин-штаг от бом- утлегаря 24. бом-утлегарь- бакштаги 4. фока-штаг25. фок-ванты 5. фок-лось-штаг26. фор-стень-ванты 6. фор-лось-стень-штаг 27. фор-брам-стень- ванты 7. фор-стень-штаг28. фор-стень-фордуны 8. кливер-леер 29. фор-брам-стень- фордуны 9. фор-брам-стень-штаг 30. фор-бом-брам-брам- стень-фордуны 10. бом-кливер-леер31. грот-ванты 11. фор-бом-брам-стень- штаг 32. грот-стень-ванты 12. грота-штаг 33. грот-брам-стень- ванты 13. грот-лось-штаг34. грот-стень-фордуны 14. грот-лось-стень-штаг 35. грот-брам-стень- фордуны 15. грот-стень-штаг 36. грот-бом-брам- стень-фордуны 16. грот-брам-стень-штаг37. бизань-ванты 17. грот-бом-брам-стень- штаг 38. крюйс-стень-ванты 18. бизань-штаг 39. крюйс-брам-стень- ванты 19. крюйс-стень-штаг 40. крюйс-стень- фордуны 20. крюйс-брам-стень-штаг 41. крюйс-брам-стень- фордуны 21. крюйс-бом-брам-стень- штаг 42. крюйс-бом-брам- стень-фордуны Расположение снастей стоячего такелажа
Талреп – приспособление для набивки вант. Юферсы Вверху они специальными петлями огонами надеваются на мачты и зацепляются за треугольные выступы, похожие на кницы. Это чиксы.
Стоячий такелаж на бушприте
Бегучий такелаж ШКОТЫ для управления парусами или притягивания нижних углов паруса к рангоуту ФАЛЫ для подъема парусов, деталей подвижного рангоута, флагов, сигналов и различных предметов ТОПЕНАНТ для выравнивания реев и гиков, для поддержки их ноков в правильном положении БРАСЫ для поворота реев
Снасти бегучего такелажа на рее Снасти бегучего такелажа на стакселе У каждой снасти бегучего такелажа есть два конца: коренной и ходовой. Коренной привязывается к парусу или рангоуту. А ходовой попадает в руки к матросам. С ними-то и работают. А когда работа кончена, ходовой конец крепят на специальном приспособлении. На небольших судах это УТКА. Кофель-нагели, вставленные с кофель-планки.