Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей» Курсы повышения квалификации социальных педагогов социальных педагогов
Профилактика жестокого обращения в семье Шадрина Л.В., социальный педагог МБОУ «ООШ 26»
Основная цель – оптимизация семейных отношений
Задачи: оказание помощи родителям в осознании своих проблем; формирование у родителей навыков распознавания собственных негативных эмоций и обучение способам здорового их проявления; помощь в разъяснении родителям причины возникновения конфликтов с ребенком; формирование навыков их конструктивного разрешения; оказание помощи родителям в осознании своего потенциала, своих возможностей и высвобождении ресурсов для достижения жизненных целей.
На занятиях акцент ставится на следующие вопросы: роль врожденных способностей на формирование личности; роль личностных оценок на формирование деловых качеств в будущем; развитие самостоятельности у ребенка и значение «свободного времени» в режиме дня; проблемы ошибок, реакции взрослых и чувства ребенка; умение слушать основа взаимопонимания между родителями и их детьми; роль психологической паузы в общении с ребенком; конструктивное решение конфликтных ситуаций без унижений и обид; отношение ребенка к деньгам, опыт детей «общения» с деньгами; причина возникновения неврозов у детей; наказание и как можно избежать наказания ребенка.
Занятие 1 Создать благоприятные, условия для работы группы. Разрушить стереотипное восприятие близкого человека. Дать возможность показать уникальность каждой личности. «ЗВЕЗДА» «АССОЦИАЦИЯ НА СЛОВО СЕМЬЯ» «ЯРКОЕ СОБЫТИЕ» «МЫШКИ БЕЗ НОРКИ»
Занятие 2 Помочь участникам группы преодолеть психологические барьеры, мешающие полноценному общению между взрослыми и детьми. Создать условия для наиболее полного самовыражения каждого человека. Довести до родителей информацию о том, как дети воспринимают семейную ситуацию, как воспринимают родителей. «ИЗУЧЕНИЕ РУК» СПЕКТАКЛЬ «СЕМЬЯ» «КАКОЙ Я?» «ВОДОРОСЛИ»
Занятие 3 Создать условия для еще более доверительного отношения между родителями и детьми. Посмотреть на свои ошибки и ошибки других по новому, без осуждений и недовольств. Показать, что все мы похожи друг на друга в своих неудачах, и это сближает нас. Снять страх перед взрослыми и детьми в признании своих неуспехов. «ЗЕРКАЛО» «НА КОГО Я ПОХОЖ?» «ПОЙМИ МЕНЯ» «МИНУТКА ШАЛОСТИ» «МОДИФИЦИРОВАННОЕ ЗЕРКАЛО»
Занятие 4 Развить гибкость в общении. Научиться видеть и отражать положительные качества окружающих людей. «ПУТАНКА» «СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ» «СОВМЕСТНЫЙ РИСУНОК» «ТОЧКА ЗРЕНИЯ»
Занятие 5 Закрепить навыки самораскрытия и самоанализа. Еще раз посмотреть на семейные отношения глазами ребенка. Оказать психологическую поддержку участникам. Подвести итог этого этапа тренинга. «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» «НАСЛЕДСТВО» «КОЛЛЕКТИВНАЯ СКАЗКА» «НАДПИСИ НА ЗАБОРЕ» «ПРИСОЕДИНЕНИЕ К БУДУЩЕМУ»
Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно: слушайте своего ребенка «активное слушание»; проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музеи, совестные прогулки; совместные покупки, совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи; делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях; если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно.
Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»; «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»; «Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни причем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».
Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв: не позволяйте выводить себя из равновесия, умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого, управляйте собой; напрягайте и расслабляйте кисти рук; дышите медленнее и глубже; переключите мысль, подумав о чем-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время.
Критерии оценки достижения планируемых результатов Предупреждение случаев жестокого обращения с детьми. Улучшение психологического климата в семье. Улучшение детско-родительских отношений. Формирование семейной правовой культуры.
Благодарю за внимание