.
Актуальность «То, что человек съел сегодня, определяет его жизнь завтра.» Пол Брэгг От правильности питания зависит наше здоровье.
Гипотеза Знают ли учащиеся старших классов нашей школы о полноценном рациональном питании?
Цель работы Изучить, каким должно быть рациональное питание.
Задачи изучение теоретических основ рационального питания ; выявление значения белков, жиров и углеводов в обмене веществ; знакомство с таблицей витаминов; исследование калорийности потребляемых продуктов; изучение последствий неправильного питания; ознакомление с рациональным однодневным меню.
Методы исследования: изучение дополнительной литературы анализ наблюдение тестирование
Основы рационального питания Рациональное питание – это питание здорового человека, построенное на научных основах, способное количественно и качественно обеспечить потребность организма в энергии. Питание считается рациональным, если оно восполняет энергетические затраты организма и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро- и микроэлементы. Белки, жиры, углеводы – основные компоненты пищи и главные источники энергии.
Компоненты пищи Белки- строительный материал нашего организма Жиры- это наиболее концентрированный источник энергии. Углеводы – главный источник энергии. Витамины способствуют правильному обмену веществ.
Суточная потребность в питательных веществах Возрас т Белки (г)Жиры (г) Углево ды (г) Калорий ность (ккал) ВсегоВ т. ч. животные ВсегоВ т. ч. растительные Юноши Девушк и
Суточная потребность в витаминах Возраст В1В2РРВ6С Юноши 1,92,5212,280 Девушки 1,72,2181,970
Пирамида питания Жиры, растительные масла, сладости Белки (2-3 порции) Молочные продукты (2-3 порции) Фрукты (2-4 порции) Овощи (3-5 порций) Хлеб, каши, рис и макаронные изделия (6-11 порций)
Последствия неправильного питания Инфекционные болезни Болезни, связанные с обменом веществ Ожирение
Советы по здоровому питанию Пейте много воды. Поставьте целью выпивать 8 стаканов воды каждый день. Фрукты и овощи содержат воду и могут пополнить Вашу дневную потребность. Завтракайте каждый день. Люди, которые завтракают, имеют меньшую вероятность переедать днем. Завтрак также дает вам энергию и помогает думать и учиться. Выбирайте цельно зерновые продукты. Попробуйте цельно зерновой хлеб и макароны, овсянку или коричневый рис. Выбирайте цветные овощи каждый день. Овощи разного цвета дают разные питательные вещества. Выбирайте темную, листовую зелень такую как капуста и салаты, и красные и оранжевые, такие как морковь, сладкий картофель, красный перец и помидоры
Выбирайте свежие или нарезанные фрукты чаще, чем фруктовый сок. В фруктовом соке содержится мало, либо совсем не содержится пищевых волокон. Осторожно используйте жиры и масла. Оливковое и арахисовое масла, авокадо, орехи и ореховое масло, оливки и рыба предоставляют жиры, полезные для сердечно-сосудистой системы, а также витамины и минералы. Осторожно потребляйте сладости. Ограничьте еду и напитки, содержащие много сахара. Имейте маложирные и несладкие закуски под рукой дома, на работе или в дороге с тем чтобы утолить голод и не вызывать переедании. Питайтесь три раза в день вместо пропускания приема пищи или употребление закусок вместо еды.
Индекс массы тела (ИМТ) позволяет определить степень избыточности или недостаточности веса и связанную с ним степень риска развития сопутствующих заболеваний. ИМТ = вес / рост²
Врачи рекомендуют на второй завтрак – 15% дневной нормы питания. Диаграмма получаемых килокалорий девушками в школьной столовой (за пять дней).
Диаграмма получаемых килокалорий юношами в школьной столовой (за пять дней).
Мудрецы прошлого учили: завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу Результаты анкетирования учащихся 9 – 11 классов о культуре питания. 9 класс 10 класс 11 а класс 11 б класс Завтракаю регулярно 80%53%63%67% Ежедневно ем первое блюдо 40%47%25%47% Плотно ли вы ужинаете 73%67%38%80% Время еды до сна (вечером) От 7 до 12 часов От 6 до 11 часов От 6 до 9 часов От 6 до 11 часов Ежедневно ем сырые овощи (свежие) 13%7%0%27%
Итоги. Наша гипотеза подтвердилась: учащиеся старших классов не знают каким должно быть полноценное рациональное питание, поэтому данный проект способен помочь в решении этого вопроса.
Примерное однодневное меню Главного Государственного санитарного врача России Г. Онищенко, ориентируясь на которое можно питаться вкусно, правильно и не дорого, что для нынешнего кризисного времени очень необходимо. Примерный дневной рацион для мужчин с 16 лет. Завтрак Овсяная каша на молоке со сливочным маслом – 1 тарелка. Яичница из двух яиц. Чай с сахаром. Сдобная булочка. Второй завтрак Чай с молоком и сахаром. Бутерброд с маслом и сыром. Обед Борщ со сметаной – 1 глубокая тарелка. Средний кусок отварного мяса. Отварной рис – 4 ст. ложки. Салат из капусты, моркови и лука, заправленный растительным маслом, – 2-3 ст. ложки. Чай с сахаром и лимоном. Полдник 1 яблоко и 1 мандарин. Творог – 2-3 ст. ложки. Ужин Кусок жареной рыбы. Картофель запеченный – 2-3 шт. Салат из капусты и моркови, заправленный растительным маслом, – 2-3 ст. ложки. Компот из яблок. Перед сном Стакан кефира жирности 1%. На весь день Хлеб – 6-7 кусков.
Примерное однодневное меню Главного Государственного санитарного врача России Г. Онищенко, ориентируясь на которое можно питаться вкусно, правильно и не дорого, что для нынешнего кризисного времени очень необходимо. Примерный дневной рацион для женщин с 16 лет. Завтрак Овсяная каша на молоке со сливочным маслом – 1 тарелка. Яичница из одного яйца. Чай с сахаром. Сдобная булочка. Второй завтрак Чай с молоком и сахаром. Бутерброд с маслом и сыром. Обед Борщ со сметаной – 1 глубокая тарелка. Средний кусок отварного мяса. Отварной рис – 4 ст. ложки. Салат из капусты, моркови и лука, заправленный растительным маслом, – 2-3 ст. ложки. Чай с сахаром и лимоном. Полдник Свежие фрукты – 1 яблоко или один апельсин, к примеру. Творог – 2-3 ст. ложки. Ужин Кусок жареной рыбы. Картофель запеченный – 2-3 шт. Салат из капусты и моркови, заправленный растительным маслом, – 2-3 ст. ложки. Компот из яблок. Перед сном Стакан кефира жирности 1%. На весь день Хлеб – 5-6 кусков.
Литература : Биология. Человек. Энциклопедический словарь юного биолога. Журналы «Все для женщины». Физическая культура» класс Москва «Просвещение», 2001 г. Интернет.
Спасибо за внимание ! Участники проекта: Комарова Л.В.- руководитель. Ученица 11 класса: Алиева Саира..