Цели урока. 1. Обобщить и систематизировать знания о составе, строении, свойствах, получении и применении кислорода. 1. Обобщить и систематизировать знания о составе, строении, свойствах, получении и применении кислорода. 2. Продолжить развитие умений по составлению уравнений реакций, определению их типов, выполнению практических заданий. 2. Продолжить развитие умений по составлению уравнений реакций, определению их типов, выполнению практических заданий. 3. Выявить роль кислорода, оксидов в природе и жизни человека. 3. Выявить роль кислорода, оксидов в природе и жизни человека.
Кислород. Оксиды. Горение. Разработал: учитель химии ВКК Ливенцева Н. А.
Ход урока. В виде игры КВН. 1.Разминка. 2. Представление команд. 3. Конкурсы капитанов и членов команды. 4.Викторина. 5. Домашнее задание. 6. Подведение итогов.
Из атомов мир создавала Природа. Два атома легких взяла водорода. Прибавила атом один кислорода И получилась частица воды, Море воды,океаны и льды… Стал кислород чуть не всюду начинкой. С кремнием он обернулся песчинкой. В воздух попал кислород, Как ни странно, Из голубой глубины океана. И на Земле появились растения, Жизнь появилась:дыханье,горение...
Конкурс-разминка. «Давайте познакомимся» Химический диктант. 1. В промышленности получают из воздуха. 2. Хорошо растворим в воде. 3. Взаимодействует с простыми и сложными веществами. 4. Применяют в качестве топлива. 5. Сложное вещество. 6. При обычных условиях-бесцветный газ. 7. Собирают вытеснением воздуха. 8. В природе встречается только в соединениях.
Химический диктант. 9. Участвует в процессах окисления и горения. 9. Участвует в процессах окисления и горения. 10. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд. 10. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд. 11. Простое вещество. 11. Простое вещество. 12. В лаборатории получают из «марганцовки» 12. В лаборатории получают из «марганцовки» 13. Малорастворим в воде. 13. Малорастворим в воде. 14.Газ,имеющий запах. 14.Газ,имеющий запах. 15. Разлагается при нагревании. 15. Разлагается при нагревании. 16. Поддерживает горение. 16. Поддерживает горение.
Химический диктант. 17. При t = -183 превращается в жидкость. 18. Входит в состав минералов,песка,воды. 19. Легче воздуха. 20. Получают из воды. 21. Применяют для сварки и резки металлов. 22. Входит в состав воздуха. 23. Собирают в сосуд,поставленный на дно. 24. Необходим для дыхания.
Конкурс химиков-эрудитов. «Восстанови шпаргалку» Конкурс химиков-эрудитов. «Восстанови шпаргалку» 1 команда. 1 команда. а) Fe 3 O 4 +H 2 =?+? b) ?+Cl 2 =AlCl 3 2 команда. 2 команда. а) Al(OH) 3 =Al 2 O 3 +? b) ?+O 2 =P 2 O 5 3 команда. 3 команда. а) MnO 2 +H 2 =?+? b) N 2 +?=NH 3
Конкурс-игротека. «Крестики и нолики» Вопрос:составные компоненты воздуха,содержание которых практически не изменяется. АЗОТ АЗОТ УГЛЕКИСЛЫЙ УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ГАЗ ВОДОРОД ВОДОРОД ПЫЛЬ ПЫЛЬ КИСЛОРОД КИСЛОРОД ВОДЯНОЙ ПАР УГЛЕКИСЛЫЙ УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ГАЗ ОЗОН ОЗОН БЛАГОРОД - НЫЕ ГАЗЫ
«Крестики и нолики» Вопрос:составные компоненты воздуха, содержание которых зависит от конкретных условий. АЗОТ АЗОТ УГЛЕКИСЛЫЙ УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ГАЗ ВОДОРОД ВОДОРОД ОЗОН ОЗОН ПЫЛЬ ПЫЛЬ КИСЛОРОД КИСЛОРОД БЛАГОРОД- НЫЕ ГАЗЫ БЛАГОРОД- НЫЕ ГАЗЫ ВОДЯНОЙ ПАР УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ГАЗ
«Крестики и нолики» Вопрос:вещества вызывающие загрязнение воздуха и попавшие в результате хозяйственной деятельности человека. УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ГАЗ УГАРНЫЙ ГАЗ ВОДОРОД ВОДОРОД ОКСИД СЕРЫ ОКСИД СЕРЫ АММИАК АММИАК ОКСИДЫ ОКСИДЫ АЗОТА АЗОТА МЕТАН МЕТАНБЛАГОРОД- НЫЕ ГАЗЫ ОЗОН ОЗОН
Конкурс-игротека. «Кто быстрее?» Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из приведенных записей знаков и индексов. Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из приведенных записей знаков и индексов. Ca S O O 2 C Al 2 Mg O 3 N Fe 2 Ca S O O 2 C Al 2 Mg O 3 N Fe 2
Представление команд. 1. Название команды. 1. Название команды. 2.Девиз. 2.Девиз. 3.Эмблема. 3.Эмблема. Оценивается от 3 до 5 баллов.
Конкурс капитанов. «Только смелым покоряются моря» 1 команда. 1 команда. Записать уравнение горения сложного вещества,расставить коэффициенты: Записать уравнение горения сложного вещества,расставить коэффициенты: C 3 H 6 +O 2 = C 3 H 6 +O 2 = Найти правильный выход из ситуации:что нужно сделать,если человек оказался в зоне пожара и на нем загорелась одежда? Найти правильный выход из ситуации:что нужно сделать,если человек оказался в зоне пожара и на нем загорелась одежда?
Конкурс капитанов. «Только смелым покоряются моря» 2 команда. 2 команда. Записать уравнение горения сложного вещества, расставить коэффициенты: H 2 S+O 2 = H 2 S+O 2 = Найти правильный выход из ситуации:возник пожар на складе лесоматериалов, и вы находитесь поблизости.Ваши действия во время тушения пожара.
Конкурс капитанов. «Только смелым покоряются моря» 3 команда. 3 команда. Запишите уравнения горения сложного вещества, расставить коэффициенты: CH 4 +O 2 = CH 4 +O 2 = Найти правильный выход из ситуации:какие меры для тушения пожара вы используете, если загорится нефть или нефтепродукты, например бензин. для тушения пожара вы используете, если загорится нефть или нефтепродукты, например бензин.
Конкурс практический. «Теория проверяется практикой» Конкурс практический. «Теория проверяется практикой» 1. Выберите из набора данных веществ оксиды, разделите на 2 группы,запишите формулы на доске и дайте определение оксидам. 1. Выберите из набора данных веществ оксиды, разделите на 2 группы,запишите формулы на доске и дайте определение оксидам. 2. Соберите прибор для получения кислорода в лаборатории. 2. Соберите прибор для получения кислорода в лаборатории. Какими методами его можно собирать и почему?Как доказать его наличие? Какими методами его можно собирать и почему?Как доказать его наличие? 3. Получите кислород из веществ, находящихся на столе.Что такое катализаторы? Запишите уравнение реакции на доске. 3. Получите кислород из веществ, находящихся на столе.Что такое катализаторы? Запишите уравнение реакции на доске. 5 баллов. 5 баллов.
Викторина. 1. Какие природные оксиды человек широко использует в строительном деле? 1. Какие природные оксиды человек широко использует в строительном деле? 2. Какой оксид используют для получения газированной воды? 2. Какой оксид используют для получения газированной воды? 3. Исправь ученика,который сказал,что «фосфор при горении соединяется с воздухом» 3. Исправь ученика,который сказал,что «фосфор при горении соединяется с воздухом» 4. Какие оксиды человек выделяет при выдохе? 4. Какие оксиды человек выделяет при выдохе? 5. Какой оксид может существовать в 3-х агрегатных состояниях? 5. Какой оксид может существовать в 3-х агрегатных состояниях? 6. Какие элементы не образуют оксидов? 6. Какие элементы не образуют оксидов?
Экологический конкурс. Сообщение команд. Сообщение команд. Но... сейчас Истыкали трубы просторы небес. Отравлены воды, испакощен лес. Плывут облака, Точно черная ночь: Дышать и животным, И людям невмочь... Оценивается в 5 баллов.
Конкурс-«домашнее задание» Сказка о кислороде. Сказка-ложь,да в ней намек... Сказка-ложь,да в ней намек... Оценивается в 10 баллов.
Подведение итогов. Выводы урока. Кислород-это самый распространенный элемент на Земле, входящий в состав веществ гидросферы и литосферы, а в свободном виде жизненно важное вещество, осуществляющее процессы дыхания, горения и окисления, созданное растениями в процессе фотосинтеза. Кислород-это самый распространенный элемент на Земле, входящий в состав веществ гидросферы и литосферы, а в свободном виде жизненно важное вещество, осуществляющее процессы дыхания, горения и окисления, созданное растениями в процессе фотосинтеза.