Социальное проектирование и моделирование в работе школьного психолога Нач.отдела УМО СППО МГППУ Никифорова Г.В.
Универсальные учебные действия Личностные, обеспечивающие ценностно- смысловую ориентацию учащихся Регулятивные, обеспечивающие организацию учебной деятельности Познавательные Коммуникативные обеспечивающие социальную компетентность совместную деятельность смыслообразование (для чего осуществляется учебная деятельность) смыслообразование (для чего осуществляется учебная деятельность) самоопределение самоопределение нравственно- этическая ориентация нравственно- этическая ориентация целеполагание; целеполагание; планирование; планирование; прогнозирование; прогнозирование; контроль; контроль; коррекция; коррекция; оценка; оценка; волевая регуляция действий волевая регуляция действий общеучебные, в частности, знаково- символическое регулирование общеучебные, в частности, знаково- символическое регулирование логические логические постановка и решение проблемы постановка и решение проблемы учет позиции партнера по деятельности, преодоление эгоцентрической позиции учет позиции партнера по деятельности, преодоление эгоцентрической позиции согласование усилий по достижению общих целей согласование усилий по достижению общих целей коммуникативно- речевые действия для передачи информации другим людям и становления рефлексии коммуникативно- речевые действия для передачи информации другим людям и становления рефлексии
Направления деятельности по формированию УУД Формирование развивающей социально-педагогической среды Психологическая работа с детьми, направленная на формирование универсальных учебных действий Проектирование индивидуальных образовательных траекторий
Формирование развивающей социально- педагогической среды участие в формировании предметной развивающей среды участие в формировании предметной развивающей среды просветительская и консультативная работа с педагогами просветительская и консультативная работа с педагогами «обучающие» и тренинговые программы для педагогов «обучающие» и тренинговые программы для педагогов использование ресурсов дополнительного образования использование ресурсов дополнительного образования просветительская и консультативная работа с родителями просветительская и консультативная работа с родителями
могут служить основой для формирования предпосылок (элементов) УУД могут служить основой для формирования предпосылок (элементов) УУД могут служить основой для создания программ формирования УУД могут служить основой для создания программ формирования УУД расширение «поля охвата» психологических программ, создание интегрированных программ расширение «поля охвата» психологических программ, создание интегрированных программ изменение технологии реализации психологических программ изменение технологии реализации психологических программ выработка системы выявление потребностей педагогов, как основы для разработки программ выработка системы выявление потребностей педагогов, как основы для разработки программ обучение психологов обучение психологов
Этапы реализации методологии и технологии формирования УУД Выделение цели формирования УУД, их содержания и требуемых свойств с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся Выделение цели формирования УУД, их содержания и требуемых свойств с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся Определение ориентировочной основы каждого из УУД и организация ориентировки учащихся при его реализации Определение ориентировочной основы каждого из УУД и организация ориентировки учащихся при его реализации Поэтапная отработка УУД, обеспечивающая переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия к самостоятельному выполнению Поэтапная отработка УУД, обеспечивающая переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия к самостоятельному выполнению Определение связей УУД с содержанием предметных дисциплин Определение связей УУД с содержанием предметных дисциплин Создание системы задач, включающих предметно специальные, общелогические психологические типы (П.Я. Гальперин), решение которых обеспечивает формирование заданных свойств УУД Создание системы задач, включающих предметно специальные, общелогические психологические типы (П.Я. Гальперин), решение которых обеспечивает формирование заданных свойств УУД Создание соответствующих учебно-методических пособий Создание соответствующих учебно-методических пособий