Методические материалы Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. Адресная направленность – руководители ОУ, эксперты аттестационных служб, педагоги ОУ
Проект «Апробация и внедрение разработанных подходов к проведению аттестации педагогических работников образовательных учреждений на региональном уровне в условиях внедрения нового Порядка аттестации»
Что является предметом оценки (самооценки) в процессе аттестации? Как проводится оценка? Что является основанием для принятия решения о соответствии?
Описание исходных позиций для оценки уровня квалификации педагога: базовых принципов, профессионального стандарта и педагогических компетенций. Способы выявления уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия занимаемой должности. Способы выявления уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей кв.категорий. Рекомендации по определению соответствия занимаемой должности и требованиям квалификационных категорий (первой, высшей). Ответы на типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации.
Теоретическое обоснование; Понятная критериальная система оценивания; Сравнимость самооценки педагога с оценкой эксперта; Структурированность педагогической деятельности аттестуемого.
Принципы Научно- методические Организационные Этические - Принцип деятельностного подхода. - Принцип критериальной ясности. - Принцип дифференциации уровня квалификации педагогов. - Принцип ориентации на повышения качества педагогических кадров. - Принцип сочетания экспертной оценки и самооценки. -Принцип коллегиальности, объединения государственного и общественного участия (в т.ч. профсоюзов) при проведении аттестации. - Принцип профессионализма и независимости деятельности экспертов. -Принцип уважения к личности аттестующегося педагога. - Принцип обеспечения квалифицированной помощи и сопровождения аттестующегося. - Принцип индивидуального подхода.
Основа создания критериальной базы для определения соответствия занимаемой должности и квалификационным категориям (Вестник образования, 7, 2007 г.)
Успешность педагогической деятельности Компетентность в области личностных качеств Компетентность в постановке цели и задач педагогической деятельности Компетентность в мотивировании учебной (воспитательной) деятельности Компетентность в обеспечении информационной основы пед.деятельности Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений Компетентность в организации педагогической деятельности
Предварительный этап. Проведение письменного квалификационного испытания. Принятие решения о соответствии занимаемой должности.
Письменное квалификационное испытание проводится по выбору педагога в двух вариантах: Подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который он преподаёт в текущем году. Решение педагогических ситуаций.
Цель: оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности. Задача педагога – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.
Требования к написанию конспекта: 1. Самостоятельное определение учебного предмета и программы. 2. Наличие инструкции, содержащей цель, тему урока, критерии оценки. 3. Время на написание конспекта – 1,5 – 2 часа. 4. Связь с освоением новой темы. 5. Отражение основных этапов урока. 6. Знание критерий, по которым будет оцениваться работа.
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности Компетентность в области мотивирования обучающихся Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности Компетентность в области разработки программ и принятия решения Компетентность в области организации учебной деятельности Примечание: уровень владения учебным материалом оценивается в соответствии с критериями, представленными в рамках компетентности в области информационной основы педагогической деятельности
Требования: 1. Проявление педагогической компетентности: знаний, умений, личностных качеств. 2. Решение трёх ситуаций (мини-кейсов). 3. Время выполнения работы – 1 – 1,5 часов. 4. Случайный выбор ситуаций из набора (на менее 30).
Предварительный этап. Проведение экспертной оценки (самооценки) педагогической деятельности. Принятие решения о соответствии требованиям первой (высшей) квалификационной категории.
Разъяснения Минобрнауки РФ по адресу:
Словарь основных понятий. Описание профессиональных компетенций педагогической деятельности. Схема конспекта урока. Банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний в форме решения педагогических ситуаций. Возможные источники информации для заполнения экспертного листа. Типовые характеристики педагога, соответствующего требованиям первой и высшей квалификационных категорий. Лист самооценки педагогической деятельности.
«Хочется пожелать творческого настроя всем участникам аттестационного процесса. От вашей позиции во многом зависит, станет ли процесс оценки скучным, формальным, эмоционально напряжённым или же творческим процессом поиска, который приведёт к профессиональному развитию педагога» Елена Леонидовна Низиенко, Директор департамента общего образования Минобрнауки РФ