Трудности обучения письму и чтению медлительных детей Выполнила учитель ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос» Белоусова Е.Г.
Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности.
Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
Медлительных детей примерно %. Это дети, у которых в 1,5 – 2 раза медленнее: - темп речи - ходьбы - всех движений - низкая скорость выполнения всех сложных движений (письмо и чтение)
Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо» - «плохо». Это особенность ребёнка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.
Медлительного ребёнка нельзя заставить писать и читать быстрее.
Торопить, подгонять такого ребёнка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно.
Скорость работы мало зависит от желания ребёнка: во-первых, дети плохо регулируют скорость действий во-вторых, у медлительных детей интервал времени от сигнала к действию до начала действий в 2,5 – 3 раза больше, чем у сверстников.
Эти особенности необходимо учитывать, и когда дети выполняют письменные задания в классе. Медлительный ребёнок вынужден всё время догонять, всё время торопиться.
Отрицательно складывается на состоянии медлительного ребёнка ограничение времени на отдых.
Ещё одна особенность медлительных детей – трудность переключения на новый вид деятельности.
Адаптация медлительных детей к школе зависит от того, как к этому относились взрослые до школы: дома, в детском саду. 1 вариант Ребёнок – медлительный, но в семье к его медлительности относятся спокойно. 2 вариант Ребёнок – медлительный, но взрослые не понимают его, не считаются с этой особенностью.
Характер трудностей письма и чтения медлительных детей. ПИСЬМО Небрежный почерк Пропуск букв, слов Плохо пишет диктанты («словно забывает правила») ЧТЕНИЕ Темп медленный, неровный Пропуски слогов, слов «теряет слова, строку» Плохо пересказывает то, что читает сам, и очень хорошо то, что слышит (когда ему читают).
За счёт какого времени в структуре деятельности (письма и чтения) дети могут работать быстрее? За счёт сокращения паузы За счёт нарушения процесса осознания действия За счёт нарушения процесса планирования и контроля действия
Скорость чтения вслух не может быть основным критерием успешности формирования этого навыка.
Рекомендации для учителя по учёту индивидуальных особенностей медлительных детей Необходимо учитывать в процессе обучения медленный темп работы ребёнка на уроке Медлительного ребёнка нельзя заставлять работать быстрее Нельзя заставлять ребёнка доделывать задания на переменах Уменьшить объём выполняемых заданий на уроке Нельзя требовать от медлительного ребёнка высокой скорости чтения Увеличивать интервал времени от сигнала к действию до начала действия за счёт обучения осознания процесса действия и его планирования и контроля: отработка алгоритма действия, памятки. Развивать артикуляционный праксис. Особенно важно отрабатывать переключение движений артикуляционного аппарата.
Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий с медлительными детьми Не ограничивать ребёнка во времени Нельзя торопить и подгонять ребёнка во время выполнения домашнего задания Развивать ручную моторику. Выполнять различные пальчиковые упражнения Делать между упражнениями физминутки Нельзя требовать от ребёнка высокой скорости чтения Поддерживать связь с учителем, обговаривать объём домашних заданий для медлительного ребёнка
Использованная литература: Лекции М.М.Безруких «Трудности обучения письму и чтению медлительных детей» Педагогический университет «Первое сентября» Москва 2009 г