Психологическая характеристика младшего школьного возраста для родителей ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мотивация к учёбе В помощь педагогам, родителям, учащимся Руководитель методического объединения классных руководителей 5-8 классов Бакланова О.М.
Advertisements

Хорошие педагоги – мастера мотивации. 1. Эффект любопытства.
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин «Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников»
Создание положительной мотивации на уроке как средство повышения качества знаний.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
Приемы повышения эффективности учебной деятельности студентов.
Формы обучения: внешние формы организации обучения – лекции, семинары, практикумы; внутренние формы организации обучения – вводное занятие, занятие по.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
«Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников как средство повышения мотивации к учению»
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной.
Мотивация учащихся как одно из условий успешности обучения Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ 8 г. Конаково Спиридонова Л.Н.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
П ОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Уровни активности: Репродуктивно-подражательная активность Поисково-исполнительная активность Творческая.
Повышение мотивации младшего школьника Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа 2 Мастер –класс подготовила.
Учебная мотивация подростков Выполнил учащийся 9 класса МОУ«Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа » Целинного района Алтайского края Сугоняк.
. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения Заместитель директора по УВР Иванова З.М.
Как повысить мотивацию к обучению?. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
Транксрипт:

Психологическая характеристика младшего школьного возраста для родителей ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос»

ВВЕДЕНИЕ Младший школьный возраст этап онтогенеза, границы которого (от 67 до 1011 лет) приблизительно соответствуют периоду обучения в начальной школе.

Учебно-познавательные мотивы. Широкие социальные мотивы (потребность в социально значимой деятельности, мотив долга). Позиционный мотив (стремление занять новое положение в отношениях с окружающими). Внешние мотивы (власть и требования взрослых). Игровой мотив. Мотив получения высокой оценки.

Мотивы к учебной деятельности: 1.Самореализация. 2. Познавательный интерес. 3.Самоутверждение. 4. Материальные стимулы (денежное вознаграждение). 5. Социальные мотивы(ответственность, стремление принести пользу обществу). 6. Идентификация с кумиром.

Социальная ситуация развития младшего школьника Главным фактором, обусловливающим развитие детей 6-10 лет, является изменение социальной ситуации развития в связи с поступлением в школу. Это трансформирует всю систему взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, формирует у него наиболее важную в этот момент, ведущую деятельность – учебную.

Учение – ведущий вид деятельности Учение процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты учения элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки). Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Таким образом, учение является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим учение отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т. д.).

Учебные мотивы внутренние внешние Собственное развитие в процессе обучения Действие с другими и для других Познание нового, неизвестного Учеба, как вынужденное поведение Процесс учебы как привычное функционирование Учеба ради лидерства и престижа Стремление оказаться в центре внимания

Усилить мотивацию своих учеников(подчинённых) можно, работая в следующих трех направлениях: 1.Задействовать(актуализировать) как можно большее число мотивов. 2. Увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов. 3. Актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Факторы, влияющие на динамичность мотивационной сферы: 1. Беседа со взрослым(педагогом, тренером и т.д.). 2. Прочитанная книга и её обсуждение. 3. Переживание вследствие конфликта с окружающими. 4. Просмотренный фильм и обсуждение его. 5. Разговор с другом. 6. Более привлекательные для детей формы уроков: применение ИТ в учебной деятельности, диспуты, дискуссии, наглядность 7. Похвала даже за незначительные достижения. 8. Внеурочная деятельность педагога(олимпиады, научно- практические конференции, предметные декады) 9. Педагогика взаимопомощи, сотрудничества, взаимопонимания. 10. Умелое сочетание требований государственного стандарта и готовности помочь ребенку.

Интерес - вечный двигатель всех человеческих изысканий, неугасающий огонь пытливой души.

Надо помнить : - чем выше степень самоуважения, тем лучше результаты в учебе; - успехи в учебе являются катализатором учебного процесса; - неудачи в обучении могут привести к желанию прекратить учебу; - чувство радости и интерес облегчают учение; - страх и напряженность затрудняют процесс обучения.

Самое грозное орудие –слово. фразы-убийцы: - Так дело не пойдет! - Об этом нам не нужно говорить вообще! - На это у нас нет времени! - Такого еще не бывало! - Об этом ты не можешь судить! - И до чего мы так дойдем! - Это несерьезно! - Можешь мне поверить! - Как ты до этого додумался?

1. Эффект любопытства. Особое вниманием учащиеся проявляют к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало новой информации или не содержит её совсем, то быстро достигается "психологическое насыщение». 2. Через один интерес к новому интересу Подобное происходит и в том случае, когда обучаемым не за что "зацепиться" в своём прошлом опыте познания. Л.С. Выготский писал: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультативным». 3. Эффект загадки. Если вам удалось в канву занятия вплести этот эффект, считайте, что вам уже удалось пробудить у ваших учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ним поставили. 4. Подталкивание к поиску объяснений с помощью противоречий. Когда учащиеся сталкиваются с противоречиями, они стараются дать им объяснение. Если вам удается поставить под сомнение доступную учащимся логичность объяснения, вскрыть или продемонстрировать в учебном материале противоречия, тогда вы пробудите в учащихся интерес к познанию истины. 5. Использование «эффекта вызова». Существует естественное стремление у всех людей к постоянному развитию своих способностей. Поэтому люди, как правило, «ищут вызовов». Но, принимая его, они рискуют не справиться с ним (риск провала). Если на ваших занятиях обучаемые сталкиваются с проблемами, представляющими для них реальные препятствия, то у них возникает желание принять вызов и пойти на этот риск. 6.«Эффект риска» Следует использовать осторожно, соизмеряя возможности обучаемых с их желаниями: частое применение сводит этот эффект к нулю. 7. Укрепление уверенности в собственных силах учащихся Все рассмотренные приёмы мотивации срабатывают только тогда, когда учащиеся чувствуют себя уверенно. Они должны быть убеждены в том, что достигли нужного уровня требований и ожиданий. Чем больше обучаемым доверяют, тем охотнее они сотрудничают с преподавателем в процессе обучения и тем меньше их обескураживают неудачи. 8. Использование «само сравнения» или оценки «неиспользованного резерва». Учащиеся должны иметь обратную связь относительно своих успехов в учебе. При этом полезно использование реальных результатов и тех результатов, которые учащиеся могли бы иметь при должном отношении к учебе. 9. Предотвращение потери интереса к изучению, что может быть связано с повышенной направленностью, стрессом, блокирующим познавательную деятельность, с появлением ряда комплексов; не следует доводить ситуацию до критического уровня 10. Создание ситуаций постоянного поиска 11. Создание ситуаций для поддержания общего положительного отношения к учению 12. Планирование целей и задач обучения самими обучаемыми Только тогда, когда учащийся сам ставит индивидуальные цели обучения, у него возникает доверие к себе, что обеспечивает успешность обучения. Возникшее чувство «успешности» усиливает мотивацию.

Педагогическая практика разработала многообразие путей и средств формирования устойчивых познавательных интересов - увлеченное преподавание, - новизна учебного материала, - историзм, - связь знаний с судьбами людей, их открывших, - показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся, - использование новых и нетрадиционных форм обучения, - чередование форм и методов обучения, - проблемное обучение, - эвристическое обучение, - использование интерактивных компьютерных средств, - взаимообучение (в парах, микрогруппах), - тестирование ЗУН, - показ достижений обучаемых, - создание ситуаций успеха, - соревнование, - создание положительного микроклимата в группе, - доверие к обучаемому, - педагогический такт и мастерство педагога, - положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым, - гуманизация межличностных отношений и др.