Презентацию для ШМО педагогов ДО подготовила учитель-логопед Кудрявцева И.В. (По материалам X научно-практической конференции «Специальное образование») 2014 год.
обеспечение права на качественное дошкольное образование сохранение единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования гуманизация дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве повышение качества дошкольного образования критериально-оценочная функция обеспечение преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования оптимизация образовательных ресурсов
Развитие – изменение, приобретение нового опыта. Показатель развития – умение использовать приобретенные знания и умения в новых ситуациях. Условие саморазвития – активная познавательная деятельность субъекта. Результат развивающего обучения – овладение способами преобразующей деятельности, способами решения учебных задач, жизненных проблем. Самостоятельное решение проблем. Изменение существующей дидактической системы Цель современной образовательной политики (с 1996 г. – решение Коллегии Минобр РФ ) - развитие личности каждого ребенка.
Физическое здоровье Наличие или отсутствие хронических заболеваний, интеллектуальных нарушений, приведших к некоторому отставанию в общем развитии ребенка Интеллектуальное развитие Степень развития психических качеств: - внимание, - восприятие, - воображение, - память, - мышление, - речь Социальный опыт - Развитость коммуникативных качеств. - Ориентировка в окружающей действительности. - Запас знаний о мире. - Степень - самостоятельности; - активности; - - инициативности. Приоритетные направления развития
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности, формирования предпосылок к учебной деятельности;
. В соответствии с «Законом о правах ребенка» от к группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся не только дети-инвалиды, но и другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Нормативно-правовая база
«Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ или в коррекционных общеобразовательных школах».
Для реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования создаются дошкольные образовательные организации следующих видов: детский сад – дошкольная образовательная организация, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования общеразвивающей направленности; детский сад компенсирующего вида (коррекционный детский сад) – дошкольная образовательная организация, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования компенсирующей (коррекционной) направленности, обеспечивающую приоритетное осуществление деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
«…в группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей…».
1) наличием контингента дошкольников, имеющих временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии, нуждающихся в коррекционной помощи, 2) потребностью детей в индивидуально- дифференцированном обучении и воспитании и 3) переходом на новые ФГОСы и степенью готовности общеобразовательной системы к их включению; и отсутствием у педагогов и специалистов общеразвивающих групп профессиональных компетенций в области коррекционной педагогики; и возможностями детей, имеющих временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии, освоить их.
необходимостью введения адаптированных программ наличием детей, которые не справляются с образовательной программой или обладают девиациями поведения, характерными для детей с ОВЗ высокой вероятностью травматизма в инклюзивных группах наличием в группе детей с дезадаптивными формами поведения, которые могут представлять опасность для других детей в группе и невозможностью сделать это легитимно, поскольку нарушение лицензионной образовательной программы недопустимо; и отсутствием права на проведение их обследования; и правовой незащищенностью педагога, работающего в условиях закрытой информации о соматических или психических нарушениях детей; и отсутствием механизма освидетельствования ребенка и на этом основании перевода в коррекционную группу.
Разработка адаптированной программы Организация психолого-медико- педагогического сопровождения Внедрение новых подходов в воспитании, обучении и коррекции Модернизация предметно- пространственной развивающей среды
Канд.пед.н., доцент кафедры дошкольного образования Т.С. Овчинникова «Проблемы и противоречия организации инклюзивного дошкольного образования в С-Петербурге и Ленинградской области», г. С-Петербург, 2014 г. Канд.пед.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования Е.А. Лутцева «Начальная ступень образования: приоритетные направления развития», г.Москва, 2012 г.