Дети должны уметь четко произносить все звуки речи, владеть интонацией, регулировать громкость и темп речи, правильно ставить ударение в слове. Речь ребёнка, поступающего в первый класс, должна быть чистой, связной и выразительной. Норма усвоения звуков (по годам): Возраст ребенка 1-2 года 2-3 года 3-4 лет 4-5 лет 5-6 лет ЗвукиАОЭ ПМБ ИЫУ ФВ ТДН КГХЙ С З ЦШ Ж Ч Щ ЛРЛР
.. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, определять первый и последний звук в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков, умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-та-та, вы-вы-вы и др. - ударный гласный из начала слова (утка); - выделение согласного из стечения согласных (двор); - конечный согласный из лёгких слов типа мак; - конечный гласный ударный (мука); - выделение согласного из начала слова (рама).
.. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге). -правильное употреблений существительных в различных падежах (чем покрыто тело кошки? – шерстью); - образование множественного числа существительных; - правильное употребление предлогов: над, под, из-за, из-под; - правильное согласование прилагательных и существительных (облако какое? – синее, большое), числительных и существительных (пять деревьев); - уметь образовать уменьшительные формы существительных (воробей, звезда ….); - уметь образовать прилагательное от существительного (дерево – деревянный);
.. Шестилетний ребенок должен безошибочно произносить слова типа: велосипед, велосипедист, экскурсовод, холодильник колокольчик, вертолет, регулировщик, строительство, директор, библиотекарь, водопроводчик, аквалангист и т.п.
.. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, родственные связи.
.. Основные акценты расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
В 6 лет ребёнок не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа. Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух. Так же следует обратиться к логопеду, если Ваш ребёнок: - не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки; - не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей; - употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и); - повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы; - делает вынужденные остановки в середине слова, фразы; - затрудняется перед началом речи.
вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи не ругать ребенка за неправильную речь ненавязчиво исправлять неправильное произношение осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка; речь должна быть четкой, ясной, грамотной.