Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 29 «Пчёлка»
Учитель – логопед Шульга Анастасия Вадимовна Есть божий дар в высоком том призванье - Дарить питомцам красноречья свет Большую роль в дошкольном воспитанье Играет, без сомненья, логопед ! Тема: «Формирование выразительности речи дошкольников»
Выразительностью речи – называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. Выразительная речь – это хорошая дикция, грамотная речь, интересные мысли, сформированная в аккуратную и точную фразу, правильная расстановка логических ударений.
Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникаций. Вместе с тем, выразительностью можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Выразительность речи характеризуется различными интонационными характеристиками: -просодика (система произношения ударения); - интенсивность(ударение смысловое, словесное); - мелодика (относительное изменение высоты основного тона голоса); - ритм (звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов); - темп(протекание речи во времени- тесно связан с ритмом); - тембр (специфическая, индивидуальная окраска голоса); -пауза (перерыв в в процессе речи); - логическое ударение.
Основные задачи выразительной речи: - учить детей изменять силу голоса
-формировать правильное речевое дыхание, правильную голоса подачу и плавность речи; -развивать четкость дикции,интонационную выразительность речи.
-развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражанием, в играх – драматизациях; - учить детей говорить в спокойном темпе.
Основные виды работы по формированию выразительной речи дошкольников: - театрализованная деятельность;
- игра, игровая ситуация;
- чтение сказок, рассказов, стихотворений;
- рассказывание стихотворений; - пересказ;
- свободное общение;
- составление рассказов;
- в подвижной игре; - в дидактических играх
Советы и рекомендации по формированию выразительной речи дошкольников: Педагог должен всегда заботиться о выразительной стороне своего рассказа. Когда взрослый говорит увлеченно, дети слушают затаив дыхание. Они должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику, что в дальнейшем может быть использовано ребенком как образец для подражания.