Развитие речи ребенка второго года жизни Волкова Р.М., учитель-логопед МКОУ «Центр ПМСС»
Показатели развития речи ребенка второго года жизни периоды параметры 1 г. –1 г. 3 м.1 г. 3 м.- 1 г. 6 м. 1 г. 6 м.- 1 г. 9 м. 1 г. 9 м.-2 г. Пассивный словарь Активный словарь сл. Употребление прилагательных. и местоимений Граммати- ческий строй Предложе- ние из 2-х слов Фразы из 3-4 слов Звукопро- изношение Улучшается артикуляция Значительно шире, чем активно используемый Качественно иное понимание речи слов слов Облегченные слова и звукоподражание слов слов Автономная речь Функцию предложения выполняют определенные слова Слова несовершенны в фонетическом отношении
Рекомендации по развитию речи ребенка второго года жизни Речь взрослых не должна быть многословной, быстрой – трудной для восприятия ребенком. Стимулировать активные детские высказывания. До 1,5 лет – использование облегченных слов, слов- звукоподражаний. После 1,5 лет – использование обычных слов. Не закреплять несовершенные образцы детской речи. Методические приемы (поручения, прием повторения, ситуация непонимания, прием вопросов, прием вопроса- ответа). Формировать навыки владения дыханием.
Виды занятий Наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций; рассматривание изображений знакомых предметов на картинке (узнавание, называние, рассказывание изображенного сюжета); чтение художественной литературы.
Признаки риска задержки речевого развития Отсутствие или очень малый пассивный словарь Отсутствие специфического детского активного словаря Отсутствие распространения сферы использования слова Отсутствие коммуникативных жестов
Что должно насторожить Ребенок не понимает обращенную к нему речь и не выполняет простой просьбы У ребенка возникают трудности с восприятием речи, если он не видит губ говорящего или стоит к нему спиной