Развитие речи ребенка третьего года жизни Иванова Л. А., учитель-дефектолог МОУ «РПМПК»
Словарный запас Увеличение слов в активной речи: существительные – 60 %; глаголы – 25 – 27 %; прилагательные – 10 – 12 %. Систематизирование лексики. Усвоение слов-понятий в пассивной речи. Смешение названия сходных предметов. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Грамматический строй использование окончания –ов; появление форм косвенных падежей; употребление глаголов в единственном и множественном числе (кроме 2 лица мн ч); появление формы прошедшего времени глаголов (к 3 годам усвоение согласования в роде); употребление личных местоимений; употребление предлогов: на, в, за, под; понимание предлогов: из-за, из-под, из и др.
Связная речь короткие простые предложения; сложносочиненные предложения; сложноподчиненные предложения; ситуативная связная речь (2 – 4 предложения).
Произношение Должны быть усвоены звуки: губные (п, п, б, б, м, м); губно-зубные ( ф, ф, в, в); переднеязычные ( т, т, д, д, н, н,с, л); заднеязычные ( к, к, г, г, х, х). Пропуски: свистящие (с, з, з, ц); шипящие (ш, ж, ч, щ); сонорные (р, р,л). Замены: с на с, ф; з на с, в; ц на т; ч на т; щ на т ; ш на с, т; ж на с, д; р на л; р на л; л на л.
Фонематический слух Этапы по овладению фонематическим восприятием (по Левиной Р. Е.): 1. Полностью отсутствует дифференциация звуков. 2. Различение наиболее далеких фонем. Отсутствие дифференциации близких фонем. 3. Различает правильное и неправильное произношение. 4. Активная речь достигает почти полной правильности. 5. Формирование дифференцированных звуковых образов и отдельных звуков.
Методические рекомендации по развитию речи детей третьего года жизни
Обогащение словарного запаса (предметный словарь) Отвечайте на детские вопросы просто и внятно. Давайте определения предметам. Учите пользоваться словами- обобщениями. Обращайте внимание на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц, зверей.
Обогащение словарного запаса (имена прилагательные) Знакомьте со словами, обозначающими: основные цвета; форму предмета; размер предмета; различные качества предмета.
Обогащение глагольного словаря Называйте действия, выполняемые ребенком (используйте приставки: полили, налили, подлили…). Называйте сходные действия разными словами (шьет, вяжет, вышивает; бежит, летит, ползет, плывет). Показывайте разницу между продолжающимися действиями и закончившимися (гуляет-гуляла). Учите с детьми потешки. Читайте тексты, содержащие «небывальщины». Включайте подвижные игры на соединение речи с движением.
Обогащение словарного запаса с помощью наречий Слова: близко, далеко, рядом, высоко, низко, вверху, справа, слева и т. д. – подкрепляйте наглядным показом. Игра «Мяч». Цель: развитие двигательных навыков, воспитание понимания значения наречий низко, близко. Ход игры. Взрослый кладет руку на голову ребенку, предлагает ему попрыгать, как мячик, а сам произносит стишок: Синий мячик из резинки Скачет, скачет без запинки. Низко, низко, низко, низко, Начинает ниже прыгать. От земли совсем уж близко. Заканчивает прыгать и приседает.
Развитие грамматического строя речи Ведущий прием - беседа по сюжетной картинке. Используйте имена существительные в косвенных падежах. Согласуйте имена прилагательные и глаголы с именем существительным. Особое внимание работе над предлогами.
Развитие связной речи Учить слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей. Описывать предмет, игрушку по вопросам взрослого.
Развитие фонематического слуха Загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или слова, намекающие на отгадку. Потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями. Подвижные игры, сопровождающиеся речью.
Итоги третьего года жизни 1. Отсутствие аграмматизмов в речи. 2. Использование основных частей речи, употребление предлогов и союзов, согласование слов в предложении. 3. Увеличился словарный запас. 4. Звукопроизношение нарушено. 5. Искажение слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных. 6. Свободного пересказа нет. 7. Понимает несложные сюжетные картинки.