Система оценивания планируемых результатов учащимися в соответствии с требованиями ФГОС ЗЗ
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ГБС(К)ОУ «Школа-интернат» 2 Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в разработана система оценки ГБС(К)ОУ «Школа- интернат», ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются: 3 комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Оценка результатов 4 Оценка предметных результатов Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Оценка личностных результатов
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках накопительной системы – портфолио ученика. 5 Разделы портфолио: Портрет Рабочие материалы Коллектор Достижения
Формы контроля и учета достижений обучающихся 6 Обязательные формы и методы контроля Иные формы учета достижений Текущая аттестация Итоговая (четверть, год) Урочная деятельность Внеурочная деятельность - устный опрос - письменная - самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания - графическая работа - изложение - доклад - творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения -диагностическая контрольная работа - диктант - изложение - контроль техники чтения - анализ динамики текущей успеваемости - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет - портфолио - анализ психолого-педагогических исследований
Формы представления образовательных результатов 7 Ведомость успеваемости по предметам (указание требований, предъявляемых к выставлению отметок, содержится в Уставе, локальных актах Учреждения, рабочих программах учителей); Тексты диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации содержится в рабочих программах учителей); Устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам; Портфолио; Результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критерии оценивания 8 соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС; динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Система оценивания выступает не только как регулятор образовательного процесса, но и как средство обучения 9 Самостоятельный и самоценный элемент содержания; Средство повышения эффективности преподавания и учения; Фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования; Регулятор программы обучения. Основой для построения системы оценки служат Операционализированная система планируемых результатов; Система заданий, оценивающая достижение каждого из планируемых результатов.
Материалы, выносимые на обсуждение 10 Инструментарий и примеры операционализации планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по отдельным предметам Задания для учащихся начальной школы по математике Задания для учащихся начальной школы по русскому языку Задания для учащихся начальной школы по окружающему миру
Цель и задачи обсуждения 11 Цель: оценка возможности использования разработанных заданий и инструментария Задачи: получить статистические материалы, позволяющие сделать заключение о возможности использования материалов в системе образования; наметить основные направления корректировки материалов
Работа над разделом ООП: Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Изучение и обсуждение материалов. 2. Результаты диагностических исследований. 3. Обсуждение итогов оценочной деятельности учителей первых классов. 4. Сопоставление полученных результатов с исследованиями специалистов. 5. Заполнение оценочных листов по итогам первого полугодия.
Диагностика предметных результатов ( первые классы ) 13
Диагностика метапредметных результатов ( первые классы ) 14
Результаты диагностики специалистов ( первые классы ) 15
В ходе обсуждения учителя отметили положительные моменты Знание перестает быть просто результатом, а становится средством развития личности. 2. Реализуется системно - деятельностный подход в обучении. 3. Учащиеся осваивают не только изучаемый предметный материал, но и основные способы учебных действий ( УУД ). 4. Планируемые результаты ориентируют учителя как на ожидаемые учебные достижения и объем изучаемого учебного материала, так и на особенности организации образовательного процесса. 5. Предметом постоянной заботы учителя является отслеживание и оценка достижений учащихся. 6. Разработанный инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования включает варианты заданий и проверочных работ и разработан в соответствии с требованиями к освоению результатов обучения, сформулированными в планируемых результатах. 7. Определен основной круг совместной деятельности педагогов и младших школьников по формированию положительной мотивации, заинтересованности в учении, включая самоанализ, самооценку, оценку и рефлексию.
Отрицательные моменты Для качественной разработки и проверки материалов установлены сжатые сроки. 2. Следует изучить, проанализировать, сопоставить и прокомментировать материалы 3. Дать заключение МО об исключении, редактировании, упрощении какого - либо образца заданий возможно качественно только после апробирования на практике. 4. Разработанный инструментарий не всегда соответствует требованиям к освоению результатов обучения, сформулированных в планируемых результатах 5. Не разработаны критерии оценки предложенных заданий.
Рекомендации 18 Продолжить разработку системы заданий для оценки достижений планируемых результатов по всем предметам учебного плана. Утвердить единые задания для проведения стартовой диагностики готовности первоклассников к изучению основных учебных предметов на МОНШ. Разработать критерии оценки предложенных заданий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования. Установить полное соответствие предложенных заданий для оценки достижений требованиям к освоению результатов обучения, сформулированных в планируемых результатах. распределить по двум уровням предложенные задания по всем предметам: базовый и повышенный, что позволит объективно оценить уровень усвоения выпускником начальной школы тем обязательных для изучения и данных на ознакомительном уровне.
Выводы 19 Задания в целом соответствуют сформулированной цели работы : оценка умения учащихся начальной школы решать учебные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. Предложенный подход к оценке достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования перспективен, так как позволит оценить усвоение содержания учебного материала по учебным предметам на уровне предметных и метапредметных результатов. Задания для оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального образования по математике, русскому языку и окружающему миру можно использовать, после доработки, в образовательной практике начальной школы в условиях С ( К ) ОУ.
Основные направления дальнейшей разработки(рассмотреть предложения на заседании МО НШ): 1. Изменение текстов заданий. 2. Разработать критерии оценки предложенных заданий. 3. Исследовать направления совершенствования инструментария для учащихся с низким уровнем освоения программы. 20
21 Заместитель директора по УВР А.Б. Ларина