РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) «Институт развития образования» Классификация речевых нарушений Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.
Лекция 4. Классификация речевых нарушений Меню лекции 1.1. Общее понятие о речевых нарушениях 1.2. Клинико-педагогическая классификация 1.3. Психолого-педагогическая классификация
1.1. Общее понятие о речевых нарушениях
Структура логопедии Классификация Клиническая Клинико- педагогическая Психолого- педагогическая
Медицинский аспект клинической классификации речевых нарушений С.С.Ляпидевский учет того, каком из речевых анализаторов нарушен, в каком отделе и в какой степени проявляются эти нарушения
Клиническая классификация расстройства, обусловленные нарушениями в области речеслухового и речедвигательного анализаторов расстройства центрального или периферического характера расстройства функциональные или органические с учетом времени наступления расстройства (до начала формирования речи; в процессе формирования; после того, как речь уже сформирована)
Формы речевых нарушений фонетические дефекты, которые диагностируются как дислалия, дизартрия, ринолалия; недоразвитие или утрата речи – алалия, афазия;
Формы речевых нарушений расстройства темпа, ритма и плавности речи несудоржного характера – тахилалия, брадилалия; нарушения плавности речи, сопровождающиеся судорожными спазмами мышц, в клинической классификации, как отмечает автор, определяются как логоневроз
Формы речевых нарушений речевая патология при дефектах слуха, умственной отсталости и при некоторых нервно- психических заболеваниях, таких как шизофрения и эпилепсия.
В настоящее время в логопедии для описания и характеристики речевых нарушений используются две классификации нарушений речи клинико- педагогическая психолого- педагогическая
1.2. Клинико-педагогическая классификация Ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются межсистемные взаимодействия речевых нарушений с обусловливающим их материальным субстратом. Она основывается не на одном каком-то критерии, а на совокупности психолого- лингвистических и клинических (в сочетании с этиопатогенетическими) критериев.
Критерии отграничения нарушений речи в клинико-педагогической классификации Учитывается: нарушения формы речи (устной или письменной); нарушенный вид речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной – нарушение говорения или слушания, для письменной – письма или чтения; нарушенный этап (звено) порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению и письму).
Клинико-педагогическая классификация показывает какими факторами обусловлено нарушение; на каком фоне оно развивается (органическом или функциональном) в каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или периферическом) какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи время его наступления.
Клинико-педагогическая классификация Нарушения устной речи Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.
Брадилалия патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия
Заикание – нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.
Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо- физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервация речевого аппарата.
Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головно го мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития,
Афазия – полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.
Нарушения письменной речи 1. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. 2. Дисграфия частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звуко слогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.
Психолого-педагогическая классификация Построена на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).
Психолого-педагогическая классификация Нарушение средств общения
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем
Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР) При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
Общее недоразвитие речи различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне
Нарушения в применении средств общения Заикание - нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения в связи с судорогами мышц артикуляционного аппарата
Критерии оценки тяжести как фонологических, так и лексико- грамматических нарушений I степень, легкие нарушения – отставание в развитии по основным речевым показателям у детей 1,5-3 лет на 0,5 года у детей дошкольного возраста – на 1 год;
Критерии оценки тяжести как фонологических, так и лексико- грамматических нарушений II степень, нарушения средней тяжести – соответственно отставание на 1 год в раннем и на 2 года в дошкольном возрасте.
Критерии оценки тяжести как фонологических, так и лексико- грамматических нарушений III степень, тяжелые нарушения – отставание на 2 года в раннем и на 3 года в дошкольном возрасте.
Критерии оценки тяжести как фонологических, так и лексико- грамматических нарушений Для детей школьного возраста необходимо сделать следующую поправку: к критериям дошкольного возраста добавить число лет, на которое возраст ребенка превышает 6 лет.