РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.
Advertisements

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Безбарьерная среда. Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование.
Инклюзивное образование ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ.
ОТЧЁТ по обследованию доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры Руководитель группы: Осиновская Вера Борисовна Заместитель начальника.
Если ребенку не могут быть представлены специальные условия обучения (специальная школа/класс для детей с ЗПР), то согласно Закону РФ «Об образовании»
Санитарно-гигиенические помещения Туалет для инвалидов Душевые.
… следует принимать меры для обеспечение доступа к различным объектам общего пользования, таким, как жилые помещения, здания, услуги общественного транспорта.
Санитарно-гигиенические помещения Туалет для инвалидов Душевые.
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Петрозаводская средняя общеобразовательная школа 34 с углублённым изучением финского языка, ассоциированная.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Обеспечение инвалидам безопасной среды жизнедеятельности Выполнила: Якимова М.К студентка гр. ЗСР 203 С Екатеринбург 2015.
Инклюзивное образование. Инклюзивное образование (включающее)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Клюева Татьяна Николаевна – директор, к.псх.н. Новые компетентности педагога дополнительного образования Министерство образования и науки Самарской области.
Инклюзивное образование Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 20 г. Минеральные Воды Клименкова И. В.
Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Тюменская областная научная библиотека им. Д.И. Менделеева Г. ТЮМЕНЬ, 7 ОКТЯБРЯ 2013 ГОД 1.
В мире: -450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием; -200 миллионов детей с ограниченными возможностями. В России: -численность.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Транксрипт:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) «Институт развития образования» Требования к доступности образовательной среды Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.

Меню лекции Доступная среда Принципы государственной политики и правового регулирования в сфере инклюзивного образования. Образовательная среда и образовательное пространство. Требования к организациям, реализующим модели инклюзивного образования. Список литературы.

Принципы государственной политики в сфере инклюзивного образования Недопустимость дискриминации Гуманистический характер образования. Адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Правовое регулирование в сфере инклюзивного образования Конвенция о правах инвалидов от г. (ратифицирована РФ в 2012 г.) Положения Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности Конституция РФ (ч. 2 ст. 43) Закон РФ «Об образовании в РФ» (п.4 ст.5) ФЗ («О социальной защите инвалидов», «О физической культуре и спорте в РФ» и др.)

Доступная среда Государство должно принимать меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению: здания, сооружения, транспорт, связь, другие объекты и услуги для населения (Конвенция о правах инвалидов от г. )

Среда «Материальные, духовные ценности и люди, коллективы, человеческая среда» (Э.Дюркгейм, 18 в. ). «Все то, что нас окружает и все то, что на нас воздействует» (Ю.С.Мануйлов) Факторы формирования среды: природные и социальные. О влиянии среды на человека (И.Г.Песталоцци, Ф.А.В. Дистервег, Д.Дидро, С.Т.Шацкий, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков, А.В.Мудрик и др.)

Социокультурные микросреды (по Л.В.Мардахаеву) Культура среды образовательной деятельности Культура администрации, педагогического коллектива, коллектива школьников Культура родительского сообщества и культура его взаимодействия

Определение понятия Образовательная среда – конкретное социальное пространство (обучающегося, педагога), посредством которого он активно включается в культуру общества; совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе; предметная и человеческая обстановка, развития личности, её способностей, инстинктов, сознания (Т.И.Шамова)

Образовательное пространство - «специальным образом организованные, структурированные, социализированные образовательные среды; - пространство, в котором осуществляются образовательные услуги (медии, выполняющие функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры, превращаются в образовательное пространство и составляют его суть» (И.К.Шалаев, А.А.Веряев. От образовательных сред к образовательному пространству. URL: altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_4/articl_1.html)

Характеристики образовательной среды Изменчивость Активность Разнообразность (Л.И.Новикова, А.В.Мудрик, Л.В.Мардахаев) Насыщенность Структурированность (В.И.Слободчиков)

Варианты освоения среды 1. Поддержка полезных инициатив социума, обеспечение участия родителей и общественности в делах школы. 2.Персонал, в ходе которой каждый находит свою нишу, конкретные объекты приложения способностей и сил.изация среды Механизм организации среды – суть педагогических событий (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).

Адаптивная образовательная среда - среда соответствующая особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.

Принципы проектирования адаптивной среды инклюзивной школы 1.Безопасность. 2. Насыщенность культурно-значимыми объектами. 3. Доступность для поли сенсорного восприятия. 4. Смысловая упорядоченность. 5. Погружение в систему социальных отношений.

Принципы проектирования адаптивной среды инклюзивной школы 6. Развивающий характер 7. Ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем

Способы организации адаптивной среды по принципу единообразия по принципу разнообразия по принципу вариативности Инклюзивная образовательная среда : -система ценностных отношений; - совокупность ресурсов, соответствующих особым образовательным потребностям людей с ОВЗ.

Доступная среда - физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей (Положения Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности)

Государственная программа РФ «Доступная среда» на гг. - создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития; - создание предпосылок для инклюзивного образования по месту жительства; -создание условий для проживания и воспитания детей в семье, обеспечение общения со сверстниками; -формирование толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективной социальной адаптации, интеграции

Требования к организациям, реализующим модели инклюзивного образования 1. Разработка нормативно-правовых актов 2. Разработка решений 3. Оснащение 4. Организация взаимодействия 5. Разработка дизайна 6. Выбор учреждений 7. Разъяснительная работа 8. Банк данных 9.Мониторинг

Требования к организациям, реализующим модели инклюзивного образования 1. Контроль разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ ( а для детей-инвалидов с учетом ИПР). 2. Создание методической системы помощи педагогам в овладении специальными коррекционными технологиями, методиками обучения использованию специальных технических средств.

Требования к организациям, реализующим модели инклюзивного образования 1. Организация работы по прохождению курсовой подготовки и переподготовки специалистов. 2. Обеспечение контроля за медицинским обслуживанием, без которого невозможно освоение АООП.

Стратегии инклюзивного образования 1. Разработка и апробация: -индивидуальных учебных планов и планов внеурочной деятельности; -индивидуальных маршрутов; -новых технологий разноуровневого обучения. 2. Обеспечение взаимодействия команды педагогов и специалистов, реализующих программы.

Стратегии инклюзивного образования 1. Разработка и апробация других разделов АООП, в том числе необходимых условий реализации АООП. 2. Обеспечение взаимодействия команды педагогов и специалистов, реализующих.

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКОЙ, КОСТЫЛЯМИ, ТРОСТЬЮ...) Вход в любую школу обычно начинается с лестницы, которая является серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособления. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у входа в школу.

Требования Пандус должен быть достаточно пологим (10-12 градусов), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Чтобы этого добиться, нужно учитывать следующие требования: уклон пандуса (соотношение высоты подъема пандуса (H) к длине протекции наклонного участка пандуса (L) не должен превышать 12 градусов).

Пандус Пандус всегда состоит из трех частей: 1 горизонтальная площадка в начале пандуса; 2 наклонная поверхность пандуса; 3 горизонтальная площадка в конце пандуса.

Пандус Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик и поручни. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Его высота должна быть не менее 5 см. Поручни устанавливаются по обеим сторонам пандуса на высоте 70 и 90 см. Для детей младших классов 50 см. Удобнее всего поручни круглого сечения с диаметром не менее 3 и не более 5 см. Длина поручней должна быть больше длины пандуса на 30 см с каждой стороны пандуса. Если архитектура здания не позволяет построить правильный пандус (например, узкая лестница), то можно сделать откидной пандус. Но тогда детям- инвалидам потребуется посторонняя помощь.

Пандус Еще одна немаловажная деталь двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Можно оборудовать вход звонком, чтобы предупредить охрану.

ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ Вдоль коридоров - поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по школе. Ширина дверных проёмов должна быть не менее см, иначе человек на коляске через нее не пройдет.

Перемещение внутри школы Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся). Однако, далеко не во всех школах это возможно сделать. Поэтому, по возможности, можно переносить занятия для классов, где учится ребенок-инвалид на первый этаж.

Подъемник Установление на лестницах подъемников. И подъемники и особенно лифты, дорогостоящее оборудование, и мы понимаем, что далеко не любая школа может позволить себе его. Еще одним решением проблемы передвижения по лестницам ребенка- инвалида может быть организация дежурств старшеклассников, которые по очереди будут помогать ребенку на лестнице.

Информация Если в школе есть информационные стенды, их надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

ШКОЛЬНАЯ РАЗДЕВАЛКА В раздевалках инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширина прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В тоже время нежелательно детей- инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Желательно, чтобы детям-инвалидам в столовой помогали или сотрудники столовой, или можно организовать дежурства старшеклассников.

ШКОЛЬНЫЙ ТУАЛЕТ В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе и инвалидов-колясочников. Размеры специализированной кабины не менее: ширина 1,65 м; глубина 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине не менее 900 мм. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечениявозможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 0,8 м от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ Детей-инвалидов необходимо также задействовать и на уроках физкультуры. Они могут выполнять посильные упражнения и участвовать в различных играх вместе с классом. Это поможет им не отделяться от сверстников и выполнять школьную программу в более полном объеме. Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей, пользующихся инвалидными колясками, надо немного переобо- рудовать. В душевой, так же, как и в туалете, одну кабинку необходимо оборудовать так, чтобы ребенок инвалид мог ей воспользоваться, т.е. ширина двери должна быть не менее 90 см и коляска должна вхо- дить в кабинку целиком. Желательно, чтобы в раздевалке все проходы были не уже 90 см.

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА Читальный зал школьной библиотеки тоже желательно оборудовать с учетом доступа учащихся-инвалидов: часть кафедры выдачи книг в абонементе рекомендуется понизить до уровня не выше 0,7 м. Один-два стола сделать высотой не менее 0,7 м. Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

КЛАССНЫЕ КАБИНЕТЫ Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 0,9 м. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться около доски. А доску желательно повесить пониже. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом (например, положить и закрепить наклонную доску).

КЛАССНЫЕ КАБИНЕТЫ Здесь тоже важно учесть, что ребенку- инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) 1500 х 1500 мм. Около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д.

Спасибо за внимание! Часть вторая. Работа в группах. Практическая работа 1. Создание доступной среды для людей с нарушениями слуха. Практическая работа 2. Создание доступной среды для людей с нарушениями зрения. Практическая работа 3. Критерии оценки доступности

Список литературы, фрагменты которой использованы при изготовлении раздаточного материала 1. Школа доступная для всех. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» М.: с. 2. Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям. СП М Леонтьева Е.Г. Доступная среда глазами инвалида. ЕГООИК