Районный семинар « Метапредметное занятие. Что ? Где ? Как ? Когда ? Почему ?» МБОУ « Кисловская СОШ » Томского района 23 января 2014 года
Что мы понимаем под метапредметным подходом в образовании и метапредметным занятием ? «… Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе …» Альберт Эйнштейн
Обозначьте свое положение в пространстве относительно понятия « метапредметный подход » МПП
Отразите свое отношение к данному высказыванию, дополнив его ( высказывание ) любыми знаками Метапредметный подход это не заумь и не страшно
Изобразите свое понимание того, что такое метапредметный подход, используя числа геометрические фигуры звукопись рисунок символы
Столкновение укладов в современном российском образовании Информационно - тестовый ( ЕГЭ ) ЗУНовский Деятельностно - мыследеятельностный
Принципы мыследеятельностного уклада в образовании 1) Передача деятельностной единицы содержания наличие логически выстроенного описания данной единицы и схемы работы с ней ( например, понятие, определение, классификация, знак, проблема, время, пространство, схема, форма, содержание и т. д.)
Принципы мыследеятельностного уклада в образовании 2) Наличие совместной деятельности учителя и ученика Учитель умеет и делает, а не информирует
Принципы мыследеятельностного уклада в образовании 3) Наличие рефлексии, заложенной как в структуру устройства самих дидактических схем организации учебного материала, так и в способ работы с учащимися
Принципы мыследеятельностного уклада в образовании 4) Ориентация на формирование и развитие у учащихся базовых способностей ( УУД ), в которых и выражается сегодня качество образовательного процесса, его результативность
Принципы мыследеятельностного уклада в образовании 5) Метапредметный подход, позволяющий преодолеть раздробленность универсума знаний, увидеть универсальные основания, позволяющие вернуть миру его целостность
Метапредметное занятие учебное занятие с элементами метапредметного подхода Обычный учебный материал в мета предметном варианте переорганизуется в соответствии 1) с метапредметной категорией, деятельностной единицей образования, « фундаментальным образовательным объектом » ( А. В. Хуторянский ) - знак, проблема, задача, схема, время, пространство, идея и т. д., 2) с логикой формирования определенных УУД ( мета умений, базовых механизмов мышления, универсальных способов деятельности, базовых компетенций …)
Признаки метапредметного занятия Работа с деятельностными единицами содержания, мета предметными категориями ( понятие, модель, схема, система, задача, проблема, классификация, время …) Обучение переносу теоретических знаний по предмету в практическую жизнедеятельность учащегося Использование образовательных технологий, направленных на усвоение любого материала в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации Активизация интереса и мотивации обучения учащихся через обращение к другим областям знаний Формирование целостности картины мира ; на уроке видимы взаимоотношения наук Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям ( УУД ) Рефлексия учителя и учеников Многообразие методических форм и приемов, позволяющих интенсифицировать работу на уроке Умение черпать информацию из всего
Что нужно для метапредметного занятия Выбрать мета предметную тему ( мета предметную категорию, деятельностную единицу образования, « фундаментальный образовательный объект ») Определиться, с каким способом деятельности будете знакомить детей, какие базовые компетенции формировать Определиться с учебным материалом Определиться с « выходами » в другие предметные области Сформулировать главную мета предметную мысль занятия Написать сценарий и быть готовым к импровизации Составить самоанализ урока
Цель метапредметного занятия Обучение переносу теоретических знаний в практическую деятельность, подготовка учащихся к реальной жизни, ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями Формирование целостного представления о мире, взаимосвязи его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности Знания не только для запоминания, но и для осмысленного использования Формирование умения учиться Создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса
Метапредметное занятие ( сформулируйте три главных составляющих )
Метапредметное занятие Содержание предметной области Вопрос « Как устроена деятельность ?» Вопрос «Как устроен мир и где я в этом мире?»
Требования к учителю Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять ответ ученика! Добиваться от учеников аргументированных ответов. Не произносить слов «неправильно», «неверно» пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. Чётко и точно формулировать задание. Способность к импровизации. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и инсценирование урока. Учитель не актёр, а режиссёр! « Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим » Б. Паскаль
Определите свое отношение к теме и содержанию семинара Интересно, но бесполезно Интересно и полезно Неинтересно, но полезно Неинтересно и бесполезно
Найдите себя на этой оси и поставьте точку со своим именем Жили без метапредметного подхода и дальше проживем Без мета предметного подхода невозможно современное образование
Выберите суждение XXI век - век рефлексивных форм знания. Основное требование времени не наращивание знаниевых систем, а их структурирование. Сегодня мы по - новому наполняем понятие « содержание образования »: не информационная, а деятельностная насыщенность. Учитель – человек, подводящий к порогу. Он может подвести, объяснить, показать, а дальше сами, ребята.
Структура метапредметного занятия первого типа ( ориентация на формирование УУД ) 1) Введение в тему 2) Развитие темы 3) Задание-«ловушка», задание-затруднение, задание-удивление 4) Упражнения 5) Рефлексия: А) эмоциональная, Б) рефлексия отношения В) определение уровня погружения в тему, Г) рефлексия способов, механизмов деятельности Д) личностная
Домашнее задание XXI век характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие. Примеры таких проблем - выход из строя атомного реактора по типу Чернобыля, уничтожение таких заболеваний, как рак или СПИД, прекращение иррегулярных террористических войн, ликвидация последствий аварии, произошедшей в Мексиканском заливе на глубоководной нефтедобывающей платформе компании Бритиш Петролеум ( ВР ) и т. д.