Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования Утвержденные Рособрнадзором Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Письмо Рособрнадзора от "О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения) Проект рекомендуемых критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения) Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. « Образ Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова»
Вопросы, заданные человечеству войной Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни» (А.П. Платонов)
Человек и природа в отечественной и мировой литературе Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей» (И.С. Тургенев)
Спор поколений: вместе и врозь Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). Всегда ли неизбежен конфликт отцов и детей?
Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К.Д. Ушинский)
Критерии оценивания итогового сочинения и изложения Соответствие теме Содержание изложения Аргументация. Привлечение литературного материала. Логичность изложения. Композиция.Использование элементов стиля исходного текста. Качество речи. Грамотность.