ООО «Центр прикладной экономики»
Основные принципы внедрения бюджетирования, ориентированного на результат. Практический опыт
ООО «Центр прикладной экономики» Существующая система муниципального управления СТИМУЛИРУЕТ ли эффективное использование бюджетных средств? ОРИЕНТИРУЕТ ли на повышение производительности труда? НАЦЕЛЕНА ли на повышение результативности работы? СПОСОБНА ли при тех же бюджетных ресурсах повысить качество жизни населения?
ООО «Центр прикладной экономики» Основная причина – существующий сметный принцип планирования и финансирования поставщиков услуг Директор учреждения сегодня: не заинтересован предоставлять услугу высокого качества (низкий уровень мотивации к борьбе за клиента) не мотивирован оптимизировать расходы (гарантированный объем финансирования)
ООО «Центр прикладной экономики» Результат сложившейся системы муниципального управления Житель муниципального образования: Получает услугу невысокого качества Не имеет возможности альтернативного выбора услуги Бюджет за эту услугу платит более высокую цену
ООО «Центр прикладной экономики» Пример Рынок услуг для автовладельцев Два вопроса: Как выбираю поставщика услуг и за что плачу Услуга автошколы (обязательная) Услуга автосервиса (частично добровольная, мотивация – гарантия работоспособности автомобиля) Услуга автомойки (добровольная)
ООО «Центр прикладной экономики» Муниципальный сектор экономики Два вопроса: Как выбираю и за что плачу Общее образование (обязательное) Дошкольное образование (частично добровольное, мотивация – подготовка ребенка в школу, возможность работать) Дополнительное образование (добровольное)
ООО «Центр прикладной экономики» ЦЕЛЬ внедрения БОРа – модернизация процессов системы муниципального управления НАЦЕЛЕННАЯ на повышение результативности работы муниципалитета ОРИЕНТИРОВАННАЯ на повышение качества жизни населения
ООО «Центр прикладной экономики» Основные элементы БОРа Выделение результата – оказание муниципальной услуги Выбор организационно-управленческой модели – стандарт предоставления услуги Определение реальной стоимости услуги – расчет нормативов Определение параметров качества предоставления услуги Организация системы мониторинга и контроля предоставления услуги Формирование системы стимулирования предоставления услуг
ООО «Центр прикладной экономики» Виды систем БОРа Организация системы планирования и отчетности Организация системы финансирования На основе сметы На основе подушевого метода По результатам Казначей- ская система Смета Субсидии или конкурсные процедуры Расчет- ный счет
ООО «Центр прикладной экономики» Важный элемент системы БОРа – организация конкурентной среды среди учреждений (распределение объемов услуг доп. образования на основе внутреннего конкурса) перевод БУ в АУ (первый шаг в создании конкурентоспособных поставщиков – КДУ,ДОУ, ФКиС) Конкурс на оказание услуг, разбитых по лотам (транспортное обслуживание)
ООО «Центр прикладной экономики» Идеология БОРа реализована в поправках в Бюджетный кодекс ст.6 – Введено понятие муниципальной услуги ст. 69 – Выделены бюджетные ассигнования на оказание муниципальных услуг ст – Выделены ассигнования на предоставление субсидий АУ и НО ст.69.2 – Введено детальное понятие муниципального задания ст – Задание является основой для планирования расходов на оказание услуг
ООО «Центр прикладной экономики» Результаты внедрения БОР Стимулирование поставщика услуг бороться за клиента Условная экономия бюджетных средств (СОШ) Повышение результативности при тех же бюджетных расходах (Библиотеки, ФКиС) Рост качества услуг (КДУ) Рост доступности услуг, расширение ассортимента услуг (ДОУ)
ООО «Центр прикладной экономики» Резюме БОР – это изменение способа мышления поставщиков услуг, ориентация на потребителя и повышение качества услуг стимулирование к оптимизации бюджетных расходов, дополнительных расходов потребителей услуг стимулирование к повышению производительности труда оптимизация использования муниципального имущества
ООО «Центр прикладной экономики» Спасибо за внимание г. Москва, Овчинниковская наб., д.20 стр.1 тел.: (495) 225 – 87 – 15