Ванькова Юлия Валерьевна Учитель химии высшей категории МБОУ «Павловский лицей» Оренбургского района.
Основные компоненты методической системы работы учителя по формированию начальных понятий на пропедевтическом этапе обучения химии (в 7 классе).
Основная цель: Обеспечение успешности формирования у учащихся 7 классов первоначальных знаний о веществе и приемов познавательной деятельности. Обеспечение успешности формирования у учащихся 7 классов первоначальных знаний о веществе и приемов познавательной деятельности.
Задачи: Вычленить из комплекса знаний учащихся о природе совокупность знаний о веществе. Вычленить из комплекса знаний учащихся о природе совокупность знаний о веществе. Отобрать приемы познавательной деятельности и практические умения составляющие основу успешного формирования первоначальных химических понятий. Отобрать приемы познавательной деятельности и практические умения составляющие основу успешного формирования первоначальных химических понятий. Обосновать результативность используемых средств, приемов, методов для развития познавательной активности учащихся при обучении химии. Обосновать результативность используемых средств, приемов, методов для развития познавательной активности учащихся при обучении химии.
Этапы исследования 1. Изучение теоретических основ по данной теме. 1. Изучение теоретических основ по данной теме. 2. Отбор приемов познавательной деятельности и практических умений составляющих основу успешного формирования первоначальных химических понятий. 2. Отбор приемов познавательной деятельности и практических умений составляющих основу успешного формирования первоначальных химических понятий. 3. Анализ результатов исследования. 3. Анализ результатов исследования.
Пропедевтика – это предварительный круг знаний о чем-либо. С.И.Ожегов. Пропедевтика – это предварительный круг знаний о чем-либо. С.И.Ожегов.
Особенности химии Химический язык Химический язык Практическое изучение взаимопревращений веществ Практическое изучение взаимопревращений веществ Наличие многочисленных связей химии с другими науками Наличие многочисленных связей химии с другими науками
Основные элементы понятия «вещество» СОСТАВ Понятие об атомах, молекулах, химическом элементе, простых и сложных веществах. СТРОЕНИЕ Взаимодействия между атомами и молекулами; постоянное движение атомов и молекул. Различия в строении веществ СВОЙСТВА Различия в сущности химических и физических явлений. Различия в свойствах газообразных, твердых и жидких тел.
Доминирующие методы обучения Игровые и соревновательные Игровые и соревновательные Исследовательский подход Исследовательский подход Индуктивный подход Индуктивный подход Методика самостоятельного получения знаний Методика самостоятельного получения знаний
Качество знаний учащихся 8 классов по итогам 2006/07 учебного года Обучение после пропедевтического курса 59% Обучение по основной программе 52%
Пропедевтический курс способствует: Формированию у школьников первоначального целостного представления о мире Формированию у школьников первоначального целостного представления о мире Изучению основ науки: языка, важнейших законов и понятий Изучению основ науки: языка, важнейших законов и понятий Развитию умения наблюдать Развитию умения наблюдать Формированию умения обращаться с телами, веществами, простейшими телами, выполнять несложные опыты, соблюдать правила техники безопасности Формированию умения обращаться с телами, веществами, простейшими телами, выполнять несложные опыты, соблюдать правила техники безопасности Формированию умений пользоваться учебником и справочной литературой Формированию умений пользоваться учебником и справочной литературой Воспитанию экологической культуры. Воспитанию экологической культуры.