Архитектура и живопись в России в XIV-XVI вв. Цель: познакомить учащихся с особенностями русской архитектуры и живописи периода становления централизованного государства.
Экономический подъем
Церковное n Собор Спаса - Преображения в Твери
Светское n Изборская крепость
В XIV-XV вв. на Руси было три основных центра церковной архитектуры. n Новгород. n Псков. n Москва.
Новгород n Легкость и нарядность. n Материал- камень. n Пример: Церковь Федора Стратилата на ручье. n Анонимные русские мастера.
Псков n Суровость и основательность. n Материал- камень. n Пример: Церковь Василия на Горке. n Анонимные русские мастера.
Москва. n Пышность и величие. n Материал- кирпич и камень. n Пример: Архангельский и Успенский соборы. n Итальянские архитекторы (Аристотель, Фиораванти, Марко Руффо, Антонио Солари)
Светская Архитектура XIV-XV вв. Новгород. n Легкость и нарядность. n Материал- камень. n Пример: Грановитая палата. n Анонимные немецкие и русские мастера.
Псков. n Суровость и основательность. n Материал- камень. n Пример: Псковский кремль. n Анонимные русские мастера.
Москва. n Пышность и величие. n Материал- кирпич. n Пример: Грановитая палата. n Итальянские архитекторы- Марко Руффо и Солари.
К началу XVI в.было в основном завершено собирание русских земель в границах Московского государства. Центр архитектуры- Москва. n Церковная. Шатровый стиль, материал- кирпич. Архитекторы- Барма и Постник. Пример: Собор Василия Блаженного. n Светская. Строгость и основательность, материал- кирпич. Анонимные русские мастера. Пример: Английское подворье
Русская живопись в XIV-XVI вв. оставалась преимущественно церковной. Развивались иконопись, фресковая роспись церквей.
Вывод: n В XIV- XVI вв. окончательно сформировалась самобытная русская церковная и светская архитектура и иконопись.