Архитектура России в XIV-XVI вв.
Собор Спаса – Преображения в Твери. В конце XIII века на Руси возобновилось каменное строительство: В Твери по образу владимирского Успенского был построен собор Спаса- Преображения.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Церковь Спаса была выстроена в 1374 году, а в 1378 году расписана фресками. Храм был построен жителями Ильинской улицы.
Церковь Спаса является одним из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества ХIV века. По своему архитектурному облику она, вместе с выстроенной несколько раньше церковью Федора Стратилата, знаменовала завершение длительного процесса формирования нового направления в новгородском зодчестве, начавшегося еще в конце ХIII века.
Церковь Федора Стратилата на Ручье в Новгороде. Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Строительство закончено в течение года. Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.
Изборская крепость. Дошедшая до наших дней крепость на Жеравьей горе в Изборске относится к XIV в. и находится в относительно приемлемом состоянии сохранились все стены и башни.
Реконструирована только одна башня Луковка, которая используется как смотровая площадка. Остальные башни представляют собой голые стены. Кромки стен поросли травой. Названия прочих башен: Талавская (Плоскушка), Вышка, Рябиновка, Темнушка, Колокольная. Площадь территории, огороженной крепостными стенами, составляет 2,4 га, общая протяженность каменных стен доходит до 850 метров, толщина стен до 3 метров. Консервационные и реставрационные работы ведутся с 1962 г. (архитектор Сусленников Юрий Васильевич). В стенах крепости стоит Никольский собор, построенный в XIV в.
Успенский собор Московского Кремля. Успенский собор Московского Кремля, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.
Архангельский собор Московского Кремля. Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла в Кремле, расположенный на Соборной площади.Существующий собор был сооружён в гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном.
Гранатовитая палата Московского Кремля. Гранови́тая пала́та памятник архитектуры в Московском Кремле. Построена в году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Храм вознесения в селе Коломенском под Москвой. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного наследника – будущего Ивана Грозного.
Собор Василия Блаженного в Москве. Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в годах в непосредственной близости от Кремля Собор Василия Блаженного. Он был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Этот удивительный по своей красоте храм стоили русские мастера Барма и Постник.
Оружейная палата. Оружейная палата Московского Кремля была построена в 1508 году. До нашего времени дошло много первоклассных образцов, делающих честь русскому оружейному мастерству. На территории Кремля размещалась Конюшенная казна,
Оружейная башня. Между Боровицкой и Комендантской башнями со стороны нынешнего Александровского сада расположена Оружейная башня. Она была выстроена в годах. Ее высота - 32,65 метра.
Все строительство периода XIII-XVI в. отмечено освоением русской архитектурой высокого ремесла ренесанса. Нужно сказать, однако, что это влияние не поглотило национальных форм русской архитектуры, оно лишь усовершенствовало, обогатило их, усилила их конструктивную и архитектурную логику и способствовала возрождению на Руси высокой строительной техники. Лучшим памятником этой эпохи можно считать Московский Кремль, сохранивший при всех последующих изменениях свою исторически сложившуюся пространственную композицию. Треугольник стен с соборной и дворцовой группой зданий в центре, увенчанный вертикалью столпа, прошел все стадии постепенного развития со времени Ивана Калиты до наших дней. Поэтому Московский Кремль является глубоко национальным русским произведением, несмотря на широкое привлечение иноземных зодчих в роли исполнителей различных частей этого замечательного ансамбля.