Мотивация учения
Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.
Личность ученика неповторима. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.
Для того чтобы учащийся по- настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик и опорную точку в его переживании.
Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
Формированию мотивации способствуют: занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, умелое применение учителя поощрения и порицания.
Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.
Человек существует, развивается и формируется как личность, благодаря взаимодействию со средой, осуществляемому посредством его деятельности. Бездеятельная личность немыслима, потому что у нее все равно присутствуют потребности, которые надо удовлетворять.
Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности.
Мотив – это психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности; или все то, ради чего происходит активность. В основе мотивов поведения лежат потребности.
Потребность проявляется в определенном состоянии психики, называемого переживанием. Чтобы восполнить отражаемые психикой недостатки, нужны затраты соответствующих сил путем проявления активности.
Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Предмет удовлетворения потребности определяется только тогда, когда человек начинает действовать. Но без потребности не побуждается активность ребенка, к него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.
Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой) НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию). Престижная мотивация – желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу. Мотив избегания санкций, то есть наказания. Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся). Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная. Мотивация неустойчивая, нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.
ПОДРОСТКИ Стойкий интерес к определенному предмету Мотив избегания неудачи Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. Познавательный интерес только у высокомотивированных. Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)
В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития.