Требования к уровню чтения в основной школе
Навык чтения считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и мн. др.
Содержание обучения наиболее развитому виду чтения - рефлексивному чтению - заключается в овладении следующим комплексом умений : а) умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; б) умение понимать основную мысль текста, в) умение формировать систему аргументов; г) умение прогнозировать последовательность изложения идей текста;
д) умение сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; е) умение выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; ж) умение понимать назначение разных видов текстов;
з) умение понимать скрытую информацию текста; и) умение сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; к) умение переноса информации текста в виде кратких записей;
л) умение различать темы и подтемы специального текста; м) умение ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; н) умение выделять не только главную, но и избыточную информацию;
о) умение пользоваться разными техниками понимания прочитанного; п) умение анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; р) умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать.
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Один из главных критериев уровня навыка чтения – полнота его понимания: *общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста, умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка: умение обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом и т.д.);
*нахождение информации (умение требовалось «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе); *интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);
*рефлексия на содержание текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся). *рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).
Результаты проведенного исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.
Причины невысоких результатов российских учащихся авторы исследования видят в том, что в процессе обучения они почти не встречаются: с заданиями междисциплинарного характера, а общеучебным умениям обучаются в границах учебных предметов; с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы; с заданиями, далекими от жизненных интересов и социального опыта обучающихся; с заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки; с напряженным графиком выполнения работы. Таким образом, процесс обучения в отечественной школе недостаточно практико-ориентирован, как бы отгорожен от реалий окружающей жизни.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально- ценностной позиции учащихся. «Воспитательное значение произведений искусства заключается в том, что они дают возможность войти «внутрь» жизни, пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения. И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые или усваиваемые»
Необходимо специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание в соответствии со следующими рекомендациями: *необходимо специально выделить перед учащимися суть нравственной коллизии (дилеммы), представленной в литературном произведении; *надо помочь выделить противостоящие в конфликте стороны; *помочь в выявлении мотивов и стремлений героев, а также тех моральных суждений и норм, которыми руководствуются герои в своем поведении; *надо помочь выявить авторское обоснование того, почему герой следует в своем поведении определенной норме или принципу; *содействовать учащимся в определении собственной позиции в отношении отображенной моральной дилеммы и связать ее с определенными нравственными категориями.
Необходимо специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание в соответствии со следующими рекомендациями: *необходимо специально выделить перед учащимися суть нравственной коллизии (дилеммы), представленной в литературном произведении; *надо помочь выделить противостоящие в конфликте стороны; *помочь в выявлении мотивов и стремлений героев, а также тех моральных суждений и норм, которыми руководствуются герои в своем поведении; *надо помочь выявить авторское обоснование того, почему герой следует в своем поведении определенной норме или принципу; *содействовать учащимся в определении собственной позиции в отношении отображенной моральной дилеммы и связать ее с определенными нравственными категориями.
Основными видами чтения в учебной деятельности является изучающее и усваивающее чтение. Основными приемами понимания учебного текста являются: прием составления вопросов к тексту; прием составления плана; прием составления граф-схемы; тезирование; прием составления сводных таблиц; комментирование.
Усваивающее чтение включает приемы умение отвечать на контрольные вопросы; реферативный пересказ, аннотирование, комментирование учебных текстов, составление сводных таблиц, рефератов и докладов по нескольким источникам.
Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения текста последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?». План представляет собой перечисление тем, составляющих пункты плана.
Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста. Граф-схема, в отличие от плана отличается тем, что в ней наглядно объективированы связи и отношения между элементами.
Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования – является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Прием логического запоминания учебной информации – включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф- схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.