Оператор присваивания. Оператор вывода информации на экран
Переменная – это ячейка оперативной памяти, значение которой меняется во время работы программы Как изменить значение переменной?
Оператор – это команда языка программирования высокого уровня. Оператор присваивания служит для изменения значения переменной.
Оператор присваивания Арифметическое выражение может включать константы имена переменных знаки арифметических операций: + - * / вызовы функций круглые скобки ( ) умножение деление Общая структура: := ;
Оператор присваивания Оператор присваивания (:=) используется для изменения значений переменных, в том числе и для вычислений по формулам; Тип выражения, находящегося в правой части оператора присваивания, должен соответствовать типу перемен- ной, имя которой стоит слева; Type miss match – ошибка несоответствия типов. Стандартные функции используются в качестве операндов в выражениях. Аргументы функции обязательно заключаются в круглые скобки. При записи стандартных функций в качестве аргумента можно использовать константы, переменные, выражения.
program qq; var a, b: integer; begin a := 5; b := a + 2; a := (a + 2)*(b – 3); end. a ? 5 5 b ? a 5 7*4 28 Пример:Пример: A1 := 10; a := a1 + 5;
A := 3; B := 5; A := a – b; A := a + 1; Что произойдёт со значениями переменных? А := 1; b := 2; C := a; a := b; b := c; X = x + 1;X = x + 1; X := x + 1; Примеры ошибка Сав 1 2 Произошел обмен значений переменных А и B, c использованием третьей переменной С
Арифметическое выражение может содержать любое количество арифметических операций и функций. Оператор присваивания:
abs(x) абсолютная величина х (модуль х) sin(x) синус от х cos(x) косинус от х int(x) целая часть числа х frac(x) дробная часть от числа х round(x) округление числа х trunc(x) Возвращает ближайшее целое число, меньшее или равное вещественному x для x>=0 и большее или равное х для x<=0 mod Вычисляется остаток, полученный при целочисленном делении div Возвращается целая часть частного, а дробная часть отбрасывается sqr(x) возведение числа в квадрат sqrt(x) извлечение квадратного корня из числа
randomize процедура для генерирования случайных чисел. Вводится до функции random(x) 5 mod 2 = 1 int(25.642) = mod 5 = -2 frac(25.642) = mod -2 = -2 round(25.642) = mod -5 = 2 round(23.34) = 23 5 div 2 = 2 trunc(-3.9) = div -5 = -3 trunc(6.7) = div 5 = -3 sqr(10) = div -5 = 3 sqrt(25) = 5 random(x) случайное(целое) число от 0 до х
Определите результаты операций: а) х := 5 mod 3; б) х := 7 div mod 3; в) х := 27 div 3 div 3; г) х := 27 mod 5 + 3;
Определите, почему программа отказывается выполнять операции: а) x := 5mod2; б) х = 7 div 3; в) х := 7.3 mod 7; г) х := 7 diw 3;
program qq; var a, b: integer; x, y: real; begin a := 5; 10 := x; y := 7,8; b := 2.5; x := 2*(a + y); a := b + x; end. program qq; var a, b: integer; x, y: real; begin a := 5; 10 := x; y := 7,8; b := 2.5; x := 2*(a + y); a := b + x; end. Какие операторы неправильные? имя переменной должно быть слева от знака := целая и дробная часть отделяются точкой нельзя записывать вещественное значение в целую переменную
Ручная прокрутка программы program qq; var a, b: integer; begin a := 5; b := a + 2; a := (a + 2)*(b – 3); b := a div 5; a := a mod b; a := a + 1; b := (a + 14) mod 7; end. program qq; var a, b: integer; begin a := 5; b := a + 2; a := (a + 2)*(b – 3); b := a div 5; a := a mod b; a := a + 1; b := (a + 14) mod 7; end. ab ??
Последовательность выполнения операций определяется уровнем приоритета Приоритет Операция 1 not 2 *, /, div, mod, and 3 +, -, or, xor 4 =, <>,, =
Порядок выполнения операций (приоритет) вычисление выражений в скобках умножение, деление, div, mod слева направо сложение и вычитание слева направо z := (5*a*c+3*(c-d))/a*b*(b-c); x:=(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));
Оператор вывода write(a); {вывод значения переменной a} writeln(a); {вывод значения переменной a и переход на новую строчку} writeln('Привет!'); {вывод текста} writeln('Ответ: ', c); {вывод тек- ста и значения переменной c} writeln(a, '+', b, '=', c);
Набрать на компьютере следующую программу: Program Proba; Uses Crt; {Подключение библиотеки Crt} Var x, y : Real; {описать те переменные, которые будут использоваться в программе} Begin CLRSCR; {Очистка экрана} x := 5; y := -3 * sin(x); {здесь записывается формула для вычисления} Writeln(Y=, y : 2 : 6); ReadLn {задержка экрана} End.