Бумага и её свойства МКОУ Ледмозерская СОШ работу выполнил ученик 10 класса Сергеев Дмитрий Ледмозеро 2012
Цель : Выяснить зависит ли область применения бумаги от свойств, которые она проявляет
Методы исследования : поисковый, анализ, обобщение знаний.
Ход работы. 1. Введение 2. Опыты 3. Свойства 4. Области применения 5. Вывод 6. Использованная литература
Введение. Оказывается, бумага была не всегда: первобытные люди делали свои рисунки на стенах пещер. До сих пор точно неизвестно, когда появилась бумага. По одной из легенд, она была изобретена в Китае, почти 2 тысячи лет назад, человеком по имени Цай Лунь Первобытные бумагоделательные машины появились в конце 18 века, а в России в начале 19 века. Из чего её только не делали: бамбук, шерсть, хлопок, пенька, старое тряпьё и т.д.Сырьё разделяли на волокна, размачивали, перемалывали – получали жидкую кашицу. Её выливали на сито, затем на гладкую доску и отжимали прессом воду
ОПЫТЫ. Опыт 1. От газеты оторвал полоску. Внимательно рассмотрел её кромку по линии разрыва. Край был мохнатый и ворсистый. Рассмотрел её под лупой. Повторил опыт с салфетками и картоном. Края были такие же, как и у газеты. Рассмотрел их под лупой. Вывод: бумага состоит из волокон которые спрессованы в беспорядке.
Опыт 2. Взял 2 одинаковых листа бумаги. Один лист согнул пополам и прогладил линию сгиба пальцем. Разорвал лист – линия разрыва прошла как раз по линии сгиба. Второй лист разорвал без предварительного складывания и проглаживания линии сгиба. Линия разрыва получилась неровная. Вывод: проглаживая линию сгиба, мы разрушаем волокнистые связи и уменьшаем прочность бумаги по намеченной линии.
Опыт 3. Взял ровную полоску бумаги. Половину полоски смял, а затем распрямил и разгладил. Теперь взял за концы и потянул в разные стороны. Полоска разорвалась там, где была измята. Вывод: когда бумага измята, её волокнистые связи нарушены, она становиться непрочной, легко рвется и выглядит неопрятно. Поэтому храниться бумага должна в расправленном виде. Работать с ней надо аккуратно, не торопясь, чтобы она не разорвалась.
Опыт 4. Взял полоску бумаги за концы и намочил её середину в тарелке с водой. Попробовал её разорвать. Полоска разорвалась там, где намокла. Вывод: при увлажнении бумага становится непрочной, клей, который соединял волокна, разрушился, и поэтому она легко рвется.
Опыт 5. Взял 3 типа различной бумаги (бумага для принтера, бумажные салфетки, книжные листы). Сложил бумагу в стопку толщиной 1 см. Подсчитал сколько в каждой стопке листов бумаги
Вывод: разные сорта бумаги отличаются по толщине, что приводит к использованию её в различных сферах жизнедеятельности.
СВОЙСТВА БУМАГИ. Из проведённых мною опытов я понял, что бумага обладает некоторыми свойствами. 1. Она имеет волокнистое строение. 2. Бывает разных сортов. 3. При разрушении волокнистых связей бумага становится менее прочной. 4. Обладает гибкостью. 5. При намокании в воде коробится. 6. Имеет разную толщину. 7. Поверхность может быть и шероховатой и гладкой.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БУМАГИ. 1. Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради); 2. Отделочный материал (обои); 3. Упаковочный материал (обертки, в медицине - таблетки, мешки, коробки); 4. Чистящий материал (салфетки); 5. Фильтрование (фильтр для кофеварки); 6. Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, наждачная бумага); 7. Бывает бумага синтетическая (для географических карт, денег и т.д.).
Человек старается использовать бумагу исходя из её свойств, вышеперечисленных мною. Со временем область использования её стала увеличиваться – человек научился бороться с её недостатками, например: при намокании в воде теряет форму – стали закатывать в пластик (упаковка молока); обладает гибкостью – используют несколько слоев (картон). А так же использовать их: впитывает воду – отверстия сделать больше (для фильтрования) и т.д.
ВЫВОД. Изучив свойства бумаги, проведя опыты, я сделал вывод, что область её применения бумаги зависит от её свойств.
VIII. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Мои первые научные опыты. Москва Н.Ю. Яковлев «Слова о бумаге». Москва «ВикипедиЯ» свободная энциклопедия. Интернет. 4. «Дежа вю» энциклопедия культур. Интернет. 5. Г. Б. Шишкина. Бумага как эстетический феномен японской культуры // Научные сообщения Государственного музея Востока. Вып. XXVI. Москва 2006.