Классицизм (от лат. Classicus – образцовый) – регулярный ордерный стиль, ориентированный на античное наследие. Сложился во Франции в XVII веке и отразил подъём абсолютизма. В XVIII веке распространился в странах Европы и стал выражением гражданских идеалов буржуазного Просвещения. Андре Ленотр. ( ) Вид на парк и дворец с нижнего партера Версаль.
Андре Ленотр. Вид на парк и дворец от фонтана Аполлон Версаль. Французский классицизм противопоставлял стихийной динамике барокко идеал уравновешенности, регулярности, рационализма. «Большой королевский стиль», сочетавший строгость классических форм в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко в украшении интерьеров, с наибольшей полнотой был реализован в Версале ( ) – любимой загородной резиденции «Короля-солнце». Андре Ленотр- создатель «регулярного парка», садовод- планировщик.
Парк Версаля- Осевые аллеи, переходящие в Большой канал, стриженные тисовые шпалеры, лучевые аллеи (*лучи солнца), плоские водоёмы (*зеркало),,создают впечатление безграничной глубины и недосягаемости королевской власти. Жан Батист Тюби. Фонтан Аполлона. Андре Ленотр. Вид на Большой канал от фонтана Латоны. Андре Ленотр. Зеркальная галерея и водный партер. Вид на дворец от фонтана Дракон.
Регулярна планировка сада отражает идею цикличности природы, жизнь которой даёт солнце. Лучевые аллеи ассоциируются с лучами солнца. Андре Ленотр. Южный цветник у паркового фасада дворца. Андре Ленотр. Баскет. «Грот Аполлона».
Шарль Лебрен. Салон Марса. Салон Венеры. Салон Изобилия. ( )
Жан Батист де Шампень. Плафон. Салон Меркурия. Шарль де Лафос. Плафон. Салон Аполлон.
Жюль Ардуэн-Мансар. Зеркальная галерея. Дворец.
Шарль Лебрен. Салон Войны. Салон Мира.
Никола Пуссен. Пейзаж с Полифемом Государственн ый Эрмитаж. Санкт- Петербург. Создатель классического стиля в живописи. Приверженность идеалам античности отражала вечные процессы и закономерности бытия. Геометрическое построение композиции – т.н. «золотое сечение» (деление отрезка на две части, при котором его большая часть относится к меньшей, как весь отрезок к большей)-выражает классическую гармонию и завершённость.
Никола Пуссен ( ). Лето Лувр. Париж. Излюбленная палитра – гармония голубого и золотистого с яркими пятнами красного и синего – придают его живописи сходство с величественными древнеримскими фресками.
Для усиления иллюзии глубины Пуссен использовал традиционное деление: тёплые тона – на ближнем плане, холодные – на дальнем. Никола Пуссен. Парнас Прадо. Мадрид.