Периодизация Средневековой культуры Западной Европы: Дороманский период ( YI – X вв.) Романский период (XI-XII вв.) Готический ( XIII- XIY вв.)
Дороманский период ( YI – X вв.) – «Каролингское Возрождение» Ориентация на Римскую античность. Восьмиугольный в плане средний объём возвышается над более низким круглым обходом – всё это покоится на квадратном цоколе. Христ. символика чисел – 7, 12, 8. Квадрат (4)- знак материального мира; Круг (3) – Троица; Их сумма – 7 – полнота материальной и духовной жизни. Их произведение – 12- синтез материального и духовного (Христ.Церковь) Восьмиугольник, развёрнутый по горизонтали – знак бесконечности. Капелла Карла Великого в Ахене. Реконструкция.
Внутреннее убранство капеллы Использование декоративных приёмов. Второй и третий ярусы поддерживают мраморные и яшмовые колонны; Мраморными плитами отделаны стены на 1/3 высоты; Выше по стенам и сводам – на золотом фоне – яркие мозаичные ковры: чередование зелёной виноградной лозы и красные грозди ягод, белые и синие васильки на золотых стеблях, святые мужи и жёны в белых одеяниях на изумрудной траве с алыми маками у ног. В золотом пространстве под куполом – на троне Христос и рядом, обращённые к нему белоснежные фигуры франкских королей.
Базилика: церковь Сен – Мишель де Кюкса (IХ в.) Невзрачное, тяжеловесное строение, сложенное из грубого камня. Прямоугольный объём с апсидой на узкой стороне. Массивные прямоугольные опоры делили на 3 нефа, более высокий и широкий имел деревянное перекрытие. Линейность архитектуры. Между нефами и апсидой – поперечный неф – трансепт- придавал церкви в плане форму латинского креста.
Базилика: церковь Сен – Мишель де Кюкса (IХ в.) Внешне скромная внутри украшена фресками на стенах, мозаичный пол. Порядок размещения изображаемых сцен – по регистрам, наличию архитектурного фона, манерам изображения человеческих фигур и выбору красочной гаммы.